USD 98.0562

+0.51

EUR 106.8883

+0.75

Brent 75.54

-0.02

Природный газ 2.691

+0.02

4 мин
...

Вопрос либерализации оптовых цен на газ в России вновь привлек к себе внимание

Вопрос либерализации оптовых цен на газ в России вновь привлек к себе внимание

Москва, 20 апр - ИА Neftegaz.RU. Газпром заявил, что зампред правления компании В. Маркелов не участвовал в работе госсовета по энергетике 30 марта 2023 г.
Об этом Газпром сообщил 20 апреля 2023 г. в своем Telegram-канале.

Сообщение Газпрома

Таким образом Газпром отреагировал на публикацию Ъ, вышедшую 20 апреля, в которой говорится, что Газпром, столкнувшийся с падением экспорта на европейском направлении, хочет увеличить свои доходы от продажи газа на внутреннем рынке, предлагая правительству РФ либерализовать оптовые цены на газ для промпотребителей в отдельных регионах, ввести сезонную дифференциацию оптовых цен на газ и запустить систему коммерческой балансировки.
Издание ссылается на выступление В. Маркелова на госсовете по энергетике 30 марта 2023 г., Газпром факт этого выступления отрицает.
Примечательно, что Газпром нечасто комментирует публикации в прессе.
Также обращает на себя внимание то, что свою позицию по поднятым Ъ вопросам Газпром не озвучил.

В чем вопрос

По версии Ъ, Газпром предлагает сместить фокус с экспортно ориентированной модели на внутренний рынок, начав в ряде пилотных регионов РФ либерализацию оптовых цен на газ на внутреннем рынке для промпотребителей.
Напомним, что Газпром продает газ промпотребителям по тарифу, установленному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) за исключением небольших объемов, реализуемых на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
При этом независимые производители газа, крупнейшими из который являются Роснефть и НОВАТЭК, могут продавать газ по свободной цене, но на деле ориентируются на тариф, предлагая к нему небольшую скидку, когда это выгодно.
Газпром же обязан продавать газ именно по тарифу всем потребителям, даже в тех регионах, где установленный тариф не покрывает расходов компании.
Такая ситуация приводит к тому, что независимые производители доминируют в высокодоходных регионах, что ведет к вытеснению компании с рынка.

В числе других предложений Газпрома, о которых сообщил Ъ, - формирование зимней премии на газ, за счет сезонной дифференциацию регулируемых оптовых газовых цен, повысив диапазон их колебаний на 10-20% от уровня тарифа.
Предположительно, это позволит сформировать уровень цен, превышающего регулируемые, и увеличить в т.ч. спрос на биржевых торгах.
Также сообщалось о предложении снизить объем разрешенной без штрафа невыборки или перерасхода газа, одновременно дав возможность потребителям продавать ненужный им газ на бирже в рамках системы коммерческой балансировки.

О чем спорят больше 20 лет

Вопрос либерализации оптовых цен на газ обсуждается с разной степенью интенсивности с 2000х гг.
В 2016 г. Газпром добился поддержки со стороны ФАС в реализации пилотных проектов по отмене госурегулирования оптовых цен на газ, а также изменению подходов к установлению тарифов на транспортировку газа.
В качестве пилотных проектов компания выбрала ХМАО, Тюменскую область и ЯНАО, но Минэнерго РФ выступило против, заявив, что эти регионы нерепрезентативны для пилотных проектов, т.к. центры газодобычи находятся на их территории.
Затем критерии отбора регионов были изменены и в 2017 г. начались переговоры о заключении т.н. «регуляторных контрактов» с 6 регионами - Ростовской, Новгородской, Тюменской и Саратовской областями, Пермским краем и Удмуртской республикой.

Независимые производители газа активно протестуют против либерализации оптовых цен, говоря о рисках монополизации внутреннего рынка Газпромом.
Позиция независимых производителей заключается в том, чтобы сначала был либерализован доступ к экспорту и установлены прозрачные тарифы на транспортировку по газотранспортной системе (ГТС) Газпрома, после чего уже будет целесообразно обсуждать либерализацию оптовых цен.
Газпром в ответ говорил, что его доля на российском газовом рынке и так последовательно снижается, а нарушение экспортной монополии на поставки трубопроводного газа будет чревато серьезными экономическими последствиями не только для Газпрома, но и для страны в целом.

Доступ к экспорту трубопроводного газа продолжает интересовать Роснефть.
Ранее компания спорила с Газпромом по поводу доступа к мощностям Транссахалинского газопровода проекта Сахалин-2 и возможности монетизировать газ с проекта Сахалин-1, а также поднимала вопрос о доступе к магистральному газопроводу (МГП) Сила Сибири-1, но результата не добилась.
В 2021 г. Роснефть вновь актуализировала эту тему, запросив у правительства РФ разрешение экспортировать 10 млрд м3/год газа через агентское соглашение с Газпромом с уплатой повышенного НДПИ, речь тогда шла о МГП Северный поток-2.
Минэнерго РФ тогда подтверждало заинтересованность в либерализации доступа к экспорту трубопроводного газа не только со стороны Роснефти, но и других неназванных независимых производителей газа в России.
Министерство было не против предложения Роснефти, рассматривая такую схему как возможный пилотный проект, но ситуация с экспортом российского трубопроводного газа в Европу сделала его нецелесообразным.
В ноябре 2022 г. Роснефть вновь напомнила, что у нее в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке есть запасы газа, которые могут быть потенциально поставлены в Китай по газопроводам.
На этот раз компания нацелена на поставки газа со своих месторождений в Красноярском крае и Иркутской области в проектируемый МГП Сила Сибири-2.

ФАС указывает на обеспечение недискриминационного доступа к трубной газовой инфраструктуре как на первоочередной шаг к либерализации оптовых цен на газ.
Следующим шагом должно стать создание репрезентативного индикатора, которое возможно в рамках существующих механизмов, например, за счет развития биржевой торговли газом.
При этом ФАС в очередной раз напоминает, что объемы реализации газа Газпрома на бирже показывают отрицательную динамику.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram