USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 90.15

0

Природный газ 1.773

0

3 мин
...

Единые рынки и обратный акциз. Россия и Белоруссия обсуждают энергетическое сотрудничество

Эти вопросы президенты В. Путин и А. Лукашенко обсуждали в ходе недавнего заседания Высшего госсовета Союзного государства, но главными они не были.

Единые рынки и обратный акциз. Россия и Белоруссия обсуждают энергетическое сотрудничество

Источник: Kremlin.ru

Москва, 10 апр - ИА Neftegaz.RU. Россия и Белоруссия продолжают обсуждать углубление сотрудничества по нефти, газу и электроэнергии.
Эти вопросы президенты РФ и Белоруссии В. Путин и А. Лукашенко обсуждали в ходе состоявшегося 6 апреля 2023 г. заседания Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства.
Результаты переговоров 9 апреля 2023 г. прокомментировал посол Белоруссии в России Д. Крутой, его заявления приводит агентство БелТА.

Создание общих рынков электроэнергии и газа

По словам Д. Крутого, минувшее заседание ВГС стало первым за долгие годы представительным совещанием, где энергетику практически не обсуждали, были лишь доложены финальные решения по газовому рынку на 3-летку.
В ходе заседания ВГС В. Путин и А. Лукашенко указали на необходимость увязки создания объединенного рынка электроэнергии с решениями по газовым вопросам.
Тезисы от Д. Крутого:
  • президенты подтвердили, что соглашение об объединенном рынке электроэнергии должно быть увязано с газовой дорожной картой,
  • невзирая на то, что в 2023 г. будет завершено строительство атомной электростанции и доля генерации от АЭС вырастет, 50% или даже больше производства электроэнергии в Белоруссии будет осуществляться из природного газа,
  • поэтому здесь невозможно, не финализировав газовую карту, говорить о полноценном объединенном рынке электроэнергии,
  • проект соглашения об объединенном рынке электроэнергии уже почти готов,
  • тема формирования единого газового рынка в рамках Союзного государства обсуждается на экспертном уровне,
  • работа экспертов продолжается - по унификации законодательства, по соответствующим расчетам, по структуре потребления промышленности Беларуси и России.

Россия и Белоруссия планируют не позже 2025 г. создать законодательную основу для функционирования общих рынков энергоресурсов в Союзном государстве.
Планируется, что объединенный рынок электроэнергии Союзного государства заработает с 1 января 2024 г. посредством торговли между уполномоченными организациями.
С 1 января 2027 г. предусмотрен переход к более глубокой интеграции в электроэнергетической сфере.
Ранее В. Путин говорил, что до 1 декабря 2023 г. планируется подписать документ о создании объединенного рынка газа России и Белоруссии.

С запуском Белорусской АЭС страна сокращает потребление газа, поставляемого из России.
В декабре 2022 г. В. Путин сообщил, что только запущенный 1й энергоблок АЭС замещает 4,5 млрд м3/год поставляемого в Белоруссию российского газа, с запуском 2го энергоблока этот объем удвоится.
Пробный запуск 2го энергоблока Белорусской АЭС в сеть планируется в марте-апреле 2023 г., ввод в промышленную эксплуатацию ожидается до конца 2023 г.
В декабре 2022 г. А. Лукашенко анонсировал некоторые новые темы в области поставок газа, но не привел подробностей.
Не исключено, что речь идет о проектах в области газопереработки или газохимии, которые позволят использовать невостребованные Белоруссией после запуска АЭС объемы российского газа, но подробностей по потенциальным новым проектам пока нет.

Обратный акциз и другие вопросы по нефти

Белоруссия с апреля 2023 г. будет получать денежные средства от компенсации обратного акциза в нефтепереработке.
Также Белоруссию волнуют ценовые параметры поставок и экспортные вопросы.
Сотрудничество в нефтяной сфере строится с учетом введенных со стороны западных стран ограничений и потолков цен.
На ВГС был представлен информационный доклад, каких-то финальных решений от президентов не требовалось.

Тезисы от Д. Крутого:
  • с текущего месяца Беларусь начнет получать деньги от компенсации обратного акциза,
  • соответствующие договоренности были достигнуты в 2022 г. в рамках реализации союзной интеграционной программы в налоговой сфере,
  • Беларусь не снимает вопрос равного доступа к «трубе», такого же, как у российских нефтедобывающих компаний,
  • суть в том, чтобы мы имели условия не хуже, чем при экспорте российской нефти на рынки третьих стран,
  • в части ценообразования на нефть компании будут договариваться сами,
  • а если у них не получается, мы просим, чтобы это была некая смешанная совместная комиссия, которая могла бы принимать с учетом всех аспектов финальные решения,
  • для Беларуси, важно держать ценовой паритет на уже готовые нефтепродукты в коридоре 10-15%,
  • и вот те понижения цен на топливо, которые происходят сегодня в Белоруссии, идут именно в рамках этой политики ценовой балансировки между рынками 2 стран,
  • ее важно не упустить, она, по сути, ведется в еженедельном режиме.

В 2022 г. Минфины России и Белоруссии подписали договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам.
Минфин Белоруссии тогда пояснял, что документ помогает предприятиям страны получать, как и российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), обратный акциз по единым правилам.
Вице-премьер Белоруссии П. Пархомчик в конце ноября 2022 г. говорил, что благодаря принятому российской стороной решению о распространении на белорусские нефтепродукты демпфирующего механизма для белорусских НПЗ открылась возможность поставки нефтепродуктов на российский рынок.
Были достигнуты предварительные договоренности поставках на российский рынок с белорусских НПЗ до 100 тыс. т/мес. дизельного топлива и до 50 тыс. т/мес. бензина с применением данного демпфирующего коэффициента.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram