USD 97.0121

+0.91

EUR 105.6757

+0.19

Brent 74.22

-0.3

Природный газ 2.433

-0.06

3 мин
...

ЕС и G7 не будут пересматривать потолок цен на российскую нефть

МЭА убедило авторов потолка цен, что механизм достиг своих целей по сокращению доходов России. Вот только и МЭА, и Минфин РФ исходят из данных западных ценовых агентств, степень соответствия которых реальности вызывает сомнения.

ЕС и G7 не будут пересматривать потолок цен на российскую нефть

Москва, 31 мар - ИА Neftegaz.RU. ЕС и G7 не будут пересматривать потолок цен на поставляемую морем российскую нефть, ранее установленный на уровне 60 долл. США/барр.
Об этом 31 марта 2023 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.

Согласно сообщению, ЕК заявила государствам-членам, что потолок цены на 60 долл. США/барр. на российскую нефть пока останется неизменным.
ЕК также указала европейским дипломатам на то, что среди стран G7 на данный момент нет желания снижать потолок.

Напомним, что потолок цен на перевозимую по морю российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) 5 декабря 2022 г.
С 5 февраля 2023 г. действует потолок цен на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.).
В обоих случаях потолок вводился синхронно с соответствующим эмбарго ЕС.
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских услуг или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
В рамках потолка цен предусмотрен регулярный пересмотр уровня потока 1 раз в 2 месяца, что должно удержать ограничение цен минимум на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты.
Данные для этого пересмотра должно предоставлять Международное энергетическое агентство (МЭА).

Первый пересмотр уровня потолка цен на российскую нефть ожидался в середине января 2023 г., но был отложен до марта, чтобы оценить совокупный эффекта от потолков цен на нефть и нефтепродукты.
8 марта 2023 г. помощница главы Минфина США по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Э. Розенберг подтвердила, что страны G7 в марте намерены пересмотреть потолок цен на российскую нефть.
Помощник главы Минфина по экономической политике Б. Харрис, курирующий установление ограничений на российскую нефть, 14 марта 2023 г. также обозначил возможность пересмотра.
Также Б. Харрис сообщил, что ЕС предлагает снизить уровень потолка на 5 долл. США/барр., т.е. новый уровень должен мог составить 55 долл. США/барр.
По данным Bloomberg, идею снижения уровня потолка цен активно продвигали Эстония, Литва и Польша.

Между тем, в мартовском отчете МЭА, который лег в основу решения о сохранении потолка цен на прежнем уровне, отмечается, что механизм потолка цен достиг своих целей по сокращению доходов России и предотвращению резкого роста мировых цен на нефть.
По заявлению МЭА, несмотря на относительный успех в поддержании объемов, нефтяные доходы России пострадали.
Согласно данным агентства, экспорт нефти и нефтепродуктов из России в феврале 2023 г. составлял в среднем 7,5 млн барр./сутки, что является самым низким показателем с сентября 2022 г.
При этом доходы России от нефтяного экспорта упали до 11,6 млрд долл. США, что более чем на 40% меньше, чем годом ранее.

Расчеты МЭА на основе данных Argus Media и Kpler показали, что средневзвешенная экспортная цена FOB на российскую нефть составила 52,48 долл. США/барр.
Нефть сорта Urals продавалась на черноморском рынке по цене 45,27 долл. США/барр., в то время как ряд других сортов, таких как ESPO (ВСТО), Sakhalin и Sokol, предназначенные для отправки в Азию торговались значительно выше потолка.
Также данные МЭА показали, что российские нефтепродукты торговались в среднем ниже установленных для них предельных значений.

Однако выстраивание новых логистических схем и их непрозрачность сильно искажают данные ценовых агентств.
29 марта 2023 г. первый замминистра энергетики РФ П. Сорокин на Ежегодном международном форуме Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) сообщил, что западные ценовые агентства котируют не соответствующую действительности цену на нефть.
Их данные не соответствуют не только стоимости реального товара, но и реальному положению дел на рынке.
Это негативно отражается и на доходах российского бюджета, т.к. основные нефтегазовые налоги по-прежнему исчисляются на основании данных Argus.
Для выравнивания ситуации введено ограничение на дисконт нефти Urals к Brent для целей налогообложения, что должно способствовать постепенному увеличению доходов от нефтяной отрасли во 2м полугодии 2023 г.
Ключевой задачей на 2023 г. и последующие годы П. Сорокин назвал формирование отечественных индикаторов.
При этом переход на отечественные индикаторы не должен навредить и снизить продажную стоимость из-за отсутствия ликвидности и недостаточной репрезентативности участников.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram