Об этом сообщила пресс-служба Правительства РФ.
Северный морской путь
Тезисы Ю. Трутнева:- важнейший вопрос, который стоит сегодня на повестке, – выполнение поручения президента по увеличению грузопотока по Северному морскому пути (СМП) к 2024 г. до 80 млн т;
- санкции не остановили реализацию инвестиционных проектов в Арктике, но создали определенные трудности с точки зрения объемов перевозки;
- в 2022 г. при плановом показателе 32 млн т было перевезено 34 млн т - хороший результат.
По поручению В. Путина по итогам совещания о развитии Арктической зоны РФ (АЗРФ) был разработан, а затем утвержден правительством план развития СМП на период до 2035 г.
Как доложил первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Г. Гусейнов:
- были заключены обязывающие соглашения между Минвостокразвития, Росатомом и грузовладельцами в части ежегодного обеспечения грузопотока по Севморпути;
- каждая компания взяла на себя обязательства по достижению заявленных объемов до 2035 г.
По итогам 2022 г. целевой показатель грузопотока, установленный федеральным проектом «Развитие Северного морского пути», перевыполнен на 2 млн т.
Ежеквартально грузовладельцы направляют в Координационный центр Правительства информацию об актуальном прогнозе своего грузопотока по Севморпути и потребности в грузовом флоте.
Грузовой флот
Обсуждалось строительство необходимого для достижения целевых показателей грузового флота к 2024 и 2030 гг.Общая подтвержденная потребность в строительстве грузовых судов для выполнения компаниями взятых на себя обязательств по грузопотоку составляет 41 судно.
Портовые мощности
В 2022 г. показатель мощности морских портов достиг 32,28 млн т (при плановом значении 32 млн т).В 2023 и 2024 гг. также ожидается своевременное достижение поставленных показателей – 36 млн и 83 млн т соответственно.
Росатом должен обеспечить развитие инфраструктуры 4х терминалов, находящихся в акватории Севморпути.
- в 2022 г. завершено строительство объектов федеральной собственности терминала «Утренний»;
- в 2023 г. будет завершено строительство объектов федеральной собственности терминала «Бухта Север»,
- в 2024 г. – терминала «Северная звезда»;
- в 2023 г. начнется строительство объектов грузового терминала «Мыс Наглейнын» и энергопорта для модернизированных плавучих энергоблоков, которое планируется завершить в 2026 г.
Финансово-экономическая модель развития СМП
Ю. Трутнев поручил Минфину, Минвостокразвития, Росатому и ВЭБ.ДВ уточнить финансово-экономическую модель развития СМП, связав план его развития с планами компаний-грузоотправителей.Тезисы Ю. Трутнева:
- не исключаю, что придется найти новые решения в части финансирования работ, чтобы ни на каком этапе не возникал дефицит финансовых средств;
- речь идет не только о финансировании государственных проектов;
- если у какой-то компании нет финансирования, это не значит, что мы отходим в сторону, мы должны помогать;
- поэтому финансово-экономическая модель должна быть общей.
Речные транспортные коридоры
Рассматривалась готовность инфраструктуры внутреннего водного транспорта по обеспечению экспортных перевозок угля, пиломатериалов, зерновой продукции по речным транспортным коридорам (Обь-Иртышский и Енисейский бассейны) через акваторию СМП в страны Юго-Восточной Азии.По предварительным расчетам, стоимость перевозки угля по Енисею через СМП удовлетворяет требованиям логистики угольной компании.
Для организации пилотных отправок угля в навигацию 2023 г. Минтранс предложил рассмотреть использование инфраструктуры речных портов Красноярск и Лесосибирск для погрузки угля на речные суда с дальнейшей доставкой груза в морской порт Дудинка для перегрузки на морские суда и морской перевозки через акваторию Севморпути.
При этом по Енисею и через акваторию Севморпути в период навигации могут перевозиться экспортные грузы пиломатериалов из порта Лесосибирск, следующие в настоящее время через Восточный полигон.
Кроме того, на совещании было принято решение о признании проекта строительства современного комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск приоритетным для финансирования в рамках льготного инструмента, реализуемого ВЭБ.РФ совместно с Минвостокразвития.