Постановление правительства РФ от 30 декабря 2022 г. №2557 «Об утверждении Правил формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 23 января 2023 г.
Постановление предусматривает равноправный и прозрачный доступ участников энергетического рынка к единым цифровым моделям для формирования технических решений в рамках ключевых процессов в энергосистемах.
В т.ч. документ закрепляет основные правила формирования и актуализации цифровых двойников энергосистемы.
Единые цифровые модели необходимы для:
- технологического присоединения объектов к электросетям,
- инвестиционного планирования,
- разработки схем выдачи мощности и схем внешнего электроснабжения,
- проектирования, строительства и реконструкции энергообъектов,
- вывода их из эксплуатации,
- конкурентных отборов мощности.
Вице-премьер РФ А. Новак отметил, что недискриминационный доступ проектных организаций и других участников процесса к цифровым моделям повысит техническую и экономическую эффективность принимаемых решений по строительству электростанций и сетевых объектов и подключению новых потребителей электроэнергии, соответствующих планам развития энергосистемы в условиях растущих экономических потребностей страны, а также снизит сроки и издержки на проектирование.
За поддержание цифровых моделей в актуальном состоянии и их предоставление участникам рынка на безвозмездной основе будет отвечать Системный оператор Единой энергетической системы (СО ЕЭС).
Уже в 2023 г. будут доступны цифровые двойники Единой энергосистемы России, а с начала 2024 г. - технологически изолированных энергосистем Сахалина, Камчатки, Чукотки, Магадана и Норильско-Таймырской.
Цифровые модели будут также использоваться при создании документов перспективного развития - схемы и программы развития электроэнергетических систем России и генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
В ходе совещания с вице-премьерами 16 января 2023 г. премьер-министр РФ М. Мишустин сообщил, что правительство актуализировало генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в долгосрочной перспективе.
Принятый документ предполагает:
- ввод в эксплуатацию с 2023 г. новых энергоблоков АЭС суммарной мощностью более чем на 12 тыс. МВт;
- строительство дополнительных объектов гидроэнергетики примерно еще на 7 тыс. МВт.
Для оптимизации строительства, модернизации сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей принято еще одно постановление правительства РФ, опубликованное 23 января 2023 г. - постановление от 30 декабря 2022 г. №2556 «Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Правила определяют обязательные требования к содержанию документов перспективного развития электроэнергетики, порядку их разработки, общественного обсуждения и утверждения.
Новая 2-уровневая система планирования перспективного развития внедрена в соответствии с принятыми в июне 2022 г. изменениями в Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Она заменит действовавшую с 2010 г. в отрасли 3-уровневую модель.
Как пояснил А. Новак:
- по итогам изменений будет разрабатываться 2 программных документа:
- генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на 18 лет,
- схема и программа развития электроэнергетических систем России на 6 лет с включением в них планов по развитию региональных энергосистем в части системообразующей сети 110 кВ и выше, которую будет разрабатывать СО ЕЭС, а утверждать Минэнерго РФ.
- ранее по каждому региону такой документ разрабатывался отдельно и утверждался только в регионах,
- обязательной станет оценка экономических последствий принимаемых решений,
- это позволит обеспечить выбор оптимальных технических решений,
- прежде всего речь идет о стоимости строительства линий электропередачи и подстанций, а также поэтапном формировании рациональной структуры генерирующих мощностей в стране, в т.ч. с учетом задач низкоуглеродного развития.
Централизация функций по разработке программных документов в СО ЕЭС позволит проводить единую техническую политику и обеспечить скоординированность федеральных и региональных планов развития, что совместно с механизмами рынка мощности, определяющего появление новых генерирующих мощностей, повысит качество планирования развития электроэнергетики и экономическую эффективность технических решений.
Механизм общественного обсуждения программных документов повысит открытость и прозрачность процедур планирования развития электроэнергетики.