Совещание прошло 11 января 2023 г. в формате видеоконференции.
Экономика
В ходе совещания был озвучены основные показатели работы ключевых отраслей и экономики России в целом, их доложили главы Минэкономразвития, Минфина и Минстроя РФ А. Силуанов, М. Орешкин и М. Хуснуллин, но некоторые цифры привел и В. Путин:- инфляция в 2022 г. - 11,9%, даже при том, что перенесли индексация тарифов ЖКХ была перенесена с 1 июля 2023 г. на 1 декабря 2022 г.,
- плановый объем расходов бюджета в 2022 г. был увеличен более чем на 6 трлн руб. и составил 31,2 трлн руб.,
- эти расходы были профинансированы за счет дополнительных доходов примерно на 2,8 трлн руб,
- возросли нефтегазовые расходы на 2 трлн руб. и ненефтегазовые на 760 млрд руб.
- дополнительные доходы бюджета, связанные не с нефтяными и газовыми доходами, с ненефтегазовыми доходами, по предварительным данным составили 200 млрд руб.,
- дефицит бюджета оказался выше планируемого - 2,3% ВВП, но если исключить средства, направляемые государственным внебюджетным фондам на компенсацию недополученных доходов в результате отсрочки для бизнеса, то дефицит составляет 1,8% ВВП,
- ввод жилья в 2022 г. - 101,5 млн м2,
- на все стройки сильно влияет сегодня программа социальной газификации, решение доводить газ до каждого дома дало всплеск ввода домов, т.е. многие, у кого были недостроенные дома, они достроили и зарегистрировали.
Президент напомнил о 6 основных направлениях работы правительства РФ, которые были озвучены 15 декабря 2022 г.
Одним из основных направлений, касающихся ТЭК, является расширение внешнеэкономических связей и выстраивание новых логистических коридоров.
В. Путин отметил, что работа по данному направлению активно ведется и ее надо продолжать.
Нефть, нефтепродукты и их потолки
Вице-премьер РФ А. Новак сообщил о ситуации в нефтяной отрасли после введения с 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС и потолка цен на поставляемую морем российскую нефть, а также в свете ожидаемого 5 февраля 2023 г. аналогичного эмбарго и потолка цен на нефтепродукты.Ответной мерой стал президентский указ, подписанный 27 декабря 2022 г. и запрещающий поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным покупателям при прямом или косвенном указании в контрактах на эти поставки (на любом этапе) использования механизма фиксации предельной цены.
Запрет на поставки нефти применяется со дня вступления указа в силу, т.е. с 1 февраля 2023 г., по нефтепродуктам запрет вступит в силу позже, дата будет определена правительством РФ.
Тезисы от А. Новака:
- есть трудности, безусловно,
- с компаниями мы в постоянном контакте, контрактация на февраль завершена, и в целом на сегодняшний день компании по контрактации не говорят, что у них есть проблемы,
- контрагенты иногда требуют, чтобы эти контракты учитывали ситуацию, связанную с ограничением потолка цен,
- однако в процессе заключения контрактов, с учетом указа и требований для компаний, несмотря на то что он вступает в силу с 1 февраля, мы перед компаниями поставили задачу в декабре и в январе и при контрактации на февраль, с тем чтобы они жестко не учитывали в контрактах установление потолка цен, потому что это может быть в будущем риск,
- с 5 февраля вступает в силу потолок цен на нефтепродукты,
- пока еще ЕС не установил эти цены, они пока рассматривают соответствующее предложение, методику и дифференциацию по видам нефтепродуктов (неофициально сообщалось, что планируется 2 потолка - отдельно на высоко- и низкомаржинальные нефтепродукты - прим. ред.),
- что касается нефти, то основная проблема - высокий дисконт в результате высокого уровня стоимости фрахта,
- т.е. стоимость фрахта выросла достаточно сильно в связи с теми рисками, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций в соответствии с тем, что они не устанавливают потолок цен,
- надеюсь, что эта ситуация будет носить временный характер, и дисконт должен со временем уменьшиться, как это мы наблюдали в течение 2022 г., когда в марте-апреле дисконт сильно вырос, потом он начал постепенно падать и в 2 раза уменьшился,
- вторая проблем - вводимое эмбарго на поставки нефтепродуктов и вводимый потолок цен,
- будем реагировать на эти вызовы, принимать все необходимые меры, для того чтобы обеспечить поставки на новые рынки, логистику, соответствующую транспортировку.
В. Путин поручил внимательно отслеживать ситуацию с дисконтом, чтобы это не создавало никаких проблем с бюджетом.
А. Новаку поручено подготовить предложения по этому вопросу и отдельно доложить.
Уголь и Восточный полигон
А.Новак сообщил, что, несмотря на вступление в силу 10 августа 2022 г. эмбарго ЕС на поставки российского угля, объем его добычи в 2022 г. вырос на 0,3%.При этом экспорт упал примерно на 7%, но поставки на внутренний рынок приросли на 8%.
Ранее А. Новак говорил, что добыча угля 2022 г. осталась примерно на уровне 2021 г. (т.е. 439 млн т), но экспорт снизился на 8,4%, тогда как потребление угля на внутреннем рынке выросло на 6,8%.
Сейчас динамика добычи была уточнена, также А. Новак напомнил, что рост поставок на внутренний рынок был обусловлен за счет малой водности и меньшей выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях, что увеличило нагрузку на угольные электростанции.
Рост внутреннего спроса на уголь был ожидаем в связи с маловодьем в бассейне р. Енисей и его притоков, что привело к снижению выработки ГЭС в Сибири и вынудило сформировать повышенные запасы угля на ТЭЦ в регионе.
А. Новак отметил, что внутренний рынок был обеспечен путем перевозок железнодорожным транспортом.
В ноябре 2022 г. глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов критиковал РЖД за нарушение ритмичности поставок угля для нужд энергетики, несмотря на установленный приоритет завоза топлива для этих целей.
Несмотря на то, что на складах в регионах был создан сверхнормативный запас топлива, Минэнерго РФ пообещало держать ритмичность поставок РЖД на особом контроле.
Сейчас А. Новак заверил, что сейчас в этом плане проблем нет, обеспечена полная синхронизация.
Основным направлением вывоза угля в 2023 г. А. Новак назвал Дальний Восток.
По этому направлению идет работа с теми возможностями, которые есть по расширению Байкало-Амурской магистрали и Восточного полигона в целом.
Глава Минтранса РФ В. Савельев сообщил, что проведенные работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона позволили существенно увеличить провозную способность в конце 2022 г. до запланированных показателей - 158 млн т/год.
Также удалось улучшить ситуацию с вывозом контейнеров с Дальнего Востока за счет технологии погрузки контейнеров в полувагоны, тем самым заодно решив вопрос с загрузкой порожняка в обратном направлении после выгрузки угля в дальневосточных портах.
С учетом роста провозной способности Восточного полигона Минтранс предлагает поддержать решение о продлении использования 3 дополнительных контейнерных поездов.
Изначально такая мера планировалась до конца января, но Минтранс РФ по предлагает продлить ее до конца 2023 г.
В. Савельев заверил, что гарантированные объемы вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Якутии, Тывы и Бурятии будут сохранены за счет дополнительных мощностей Восточного полигона.
Развитие парка воздушных судов и транспортного флота
О ходе реализации долгосрочных программ обновления парка воздушных судов и водного транспортного флота доложил вице-премьер, глава Минпромторга РФ Д. Мантуров.Тезисы от Д. Мантурова:
- в 2023-2025 гг. запланированы поставки Аэрофлоту 63 самолетов, в т.ч. 34 импортозамещенных Суперджета, 18 МС-21 и 11 Ту-214,
- на реализацию программы из ФНБ в 2023 г. будет направлено 175 млрд руб.,
- под заказ других авиакомпаний в 2023 г. планируется принятие отдельных паспортов в обеспечение комплексной программы развития авиационной отрасли,принято решение финансировать проект из ФНБ по льготной ставке 1,5% и без избыточных требований к окупаемости,
- Минэкономразвития РФ готовит соответствующие изменения в нормативную базу, и, как только эта работа будет завершена, Минфин через выкуп облигаций доведет средства до лизингодателя - Авиакапитал-Сервис, дочки Ростеха, которая будет контрактоваться с предприятиями авиастроения,
- аналогичную схему предлагаем реализовать и по программе льготного лизинга водного транспорта,
- просим поддержать такой подход, т.е. займы из ФНБ под 1,5% годовых и смягчение требований по прибыльности,
- инвестпроект уже сформирован, ГТЛК с Минфином в рабочем порядке согласовали его параметры,
- в период с 2023 по 2027 гг. российские верфи рассчитывают построить 260 гражданских судов в рамках этого заказа,
- это широкая линейка техники различного назначения, дедвейта,
- наибольший объем заказов планируется по грузовым судам, таким как танкеры, контейнеровозы, баржи, буксиры, сухогрузы, в т.ч. арктического класса,
- отдельный акцент на строительстве земснарядов для работ по расшивке водных артерий, это особенно актуально с учетом освоения новых логистических маршрутов,
- суммарно программа обновления гражданского флота сверстана на 231 млрд руб.,
- помимо заложенных в бюджете 10 млрд руб., которые направляются на субсидии, она подразумевает выделение из ФНБ 136 млрд руб., еще 85 млрд руб. ГТЛК привлечет с рынка,
- такая комбинированная схема обеспечит эксплуатантам экономически эффективную лизинговую модель,
- готовы оперативно внести паспорт инвестпроекта в правительство, рассчитываем, что мои коллеги быстро отработают процедурные вопросы, что позволит открыть финансирование в 1м квартале 2023 г.
Доклад Д. Мантурова вызвал резкую критику со стороны В. Путина.
Президент напомнил, что до 2030 г. должно быть поставлено 700 воздушных судов, включая вертолеты, и 260 гражданских водных технических средств, однако на некоторых авиастроительных предприятиях заказа до сих пор нет, даже на 2023 г.
В. Путин поручил Д. Мантурову и его министерству подготовить паспорта самолетов и обеспечить базу для заключения твердых контрактов в течение месяца, а не «в ближайшее время» и не в течение «квартала какого-то».