USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 71.72

-0.14

Природный газ 2.912

0

5 мин
...

Контрпотолок от В. Путина. Президент РФ подписал указ, направленный против использование механизма предельных цен на российскую нефть и нефтепродукты

Указ вступает в силу с 1 февраля 2023 г. и действует до 1 июля 2023 г.

Контрпотолок от В. Путина. Президент РФ подписал указ, направленный против использование механизма предельных цен на российскую нефть и нефтепродукты

Источник: Kremlin.ru

Москва, 27 дек - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин подписал указ, запрещающий использование механизма потолка цен на поставляемую морем российскую нефть и нефтепродукты.
Указ президента РФ №961 от 27 декабря 2022 г. «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Указом устанавливается, что в связи с введением США и примкнувшими к ним иностранными государствами запрета на морские перевозки российских нефти и нефтепродуктов, оказание услуг, связанных с такими перевозками, который применяется случае реализации российских нефти и нефтепродуктов по ценам выше предельной цены, установленной указанными иностранными государствами (механизм фиксации предельной цены, потолок цен, price cap):
  • запрещены поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим и физическим лицам при условии, что в контрактах на эти поставки прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены,
  • установленный запрет применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя,
  • запрет на поставки российской нефти применяется со дня вступления указа в силу,
  • указ вступает в силу с 1 февраля 2023 г. и действует до 1 июля 2023 г.,
  • запрет на поставки российских нефтепродуктов применяется c даты, определяемой правительством РФ, но не ранее чем со дня вступления подписанного указа,
  • поставки российских нефти и нефтепродуктов, осуществление которых запрещено в соответствии с указом, могут осуществляться на основании спецрешения президента РФ.

Правительству РФ поручено:
  • определить перечень кодов товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, в отношении которых применяются положения указа,
  • определить дату, с которой применяется запрет на поставки российских нефтепродуктов,
  • принять акты, направленные на реализацию запрета, установленного указом,
  • определить порядок осуществления мониторинга исполнения запрета.

Отдельно Минэнерго РФ дано поручение осуществлять на регулярной основе в порядке, определяемом правительством РФ, мониторинг исполнения введенных запретов.
Также Минэнерго РФ предоставлено право давать по согласованию с Минфином РФ официальные разъяснения по вопросам применения указа.
Контроль за исполнением указа возложен на межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с деятельностью в топливно-энергетической сфере.

Механизм потолка цен на российскую нефть США начали продвигать весной 2022 г., позиционируя этот механизм как способ сохранения российской нефти при одновременном ограничении доходов России.
Переговоры о формировании широкой коалиции покупателей шли в течение нескольких месяцев, но Китай и Индия, ставшие к тому моменту основными покупателями российской нефти, к альянсу не присоединились, несмотря на активное продвижение этой идеи со стороны США.
Предварительно механизм потолка цен на российскую нефть, поставляемую по морю, лидеры стран G7 согласовали на июньском саммите в Германии.
В начале сентября 2022 г. страны G7 приняли принципиальное решение о введении потолка, но сам уровень потолка цен потом еще 2 месяца очень остро обсуждался, особенно в ЕС.
В силу потолок цен на поставляемую морем российскую нефть вступил 5 декабря 2022 г., синхронно с эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти.
В состав коалиции по ограничению цен вошли G7, ЕС и Австралия, позднее к ним присоединились Норвегия и Швейцария.

Механизм предельных цен реализован путем запрета на предоставление услуг, в т.ч. страхования, связанных с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны, если они приобретены дороже, чем установленная предельная цена.
Предельная цена на данный момент установлена на уровне 60 долл. США/барр., но она будет пересматриваться раз в 2 месяца, начиная с середины января 2023 г., чтобы обеспечить удержание ограничения цен минимум на 5% ниже среднерыночной цены, которую будет определять Международное энергетическое агентство (МЭА).
Недавно первый замминистра финансов США У. Адейемо сообщил, что США намерены согласовать со своими союзниками и партнерами снижение потолка цен.
Также готовится потолок цен на поставляемые по морю российские нефтепродукты, он должен вступить в силу 5 февраля 2023 г. также синхронно с соответствующим эмбарго ЕС.

Российские официальные лица, и вице-премьер РФ В. Путин, и вице-премьер РФ А. Новак, и глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов, неоднократно говорили, что использовать механизм потолка цен, чтобы получить услуги, необходимые для морской транспортировки нефти, Россия не будет, даже ценой снижения добычи.
Размер возможного снижения добычи на пике в начале 2023 г. А. Новак оценил в 5-8%, размер потерь по добыче может составить 500-700 тыс. барр./сутки.
Ответные меры на потолок цен А. Новак обещал уже на следующий день после вступления потолка в силу.
Однако ожидание указа затянулось, чтобы развеять опасения В. Путин сообщил, что подпишет указ об ответных мерах на введение потолка цен на российскую нефть 26-27 декабря 2022 г., что и было сделано.
Неторопливость с принятием ответных мер обусловлена тем, что конструкция потолка цен предусматривает переходный период в 45 дней для судов, перевозящих сырую нефть российского происхождения, которая была приобретена и погружена на судно до 5 декабря 2022 г. и выгружена в порту назначения до 19 января 2023 г.
В связи с этим и дата вступления в силу контрпотолочного указа В. Путина устанавливается не с даты опубликования, как это было, например, с указом «газ за рубли», а с 1 февраля 2023 г.
Потолок цен на нефтепродукты предусматривает аналогичную отсрочку, т.е. загруженные до 5 февраля 2023 г. танкеры могут разгружаться без потолка цен до 1 апреля 2023 г., соответственно и российские контрмеры предусматривают некоторую отсрочку, срок которой пока не установлен.

Время понадобилось для детальной проработки ответных мер российской стороны.
По неофициальным данным, изначально рассматривались 3 варианта:
  • запрет на экспорт по контрактам, в которые включено условие потолка цен,
  • запрет на продажу нефти государствам, которые поддержали ограничение, в т.ч. если они приобретают нефть у России не напрямую, а через страны-посредники или их цепочку, в т.ч. поставки планировалось блокировать, если формально нефть будет покупать нейтральная страна, но ее конечным получателем станет член G7,
  • введение т.н. индикативной цены, т.е. определение максимального дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent, при превышении которого продажа будет запрещена.
Сначала отпал 3й вариант (хотя допускалась, что условие ограничения дисконта может быть прописано в подзаконных актах правительства РФ).
Затем был исключен запрет на продажу нефти странам, поддержавшим потолок цен.
Фактически из 37 стран, поддержавших потолок цен, реальным потребителем российской нефти является лишь Япония (остальные страны либо не импортировали российскую нефть в значимых объемах, либо потеряли такую возможность после введения эмбарго).
Япония получает нефть с сахалинских СРП, где присутствуют японские компании, в связи с чем возникло много неопределенностей и нюансов.
Проект Сахалин-2 обеспечивает почти 9% потребления Японией сжиженного природного газа (СПГ), а покупка нефти идет с ним в одним пакете, в связи с чем Япония добилась исключения для нефти с этого проекта из-под действия потолка цен до 5 июня 2023 г.
С проектом Сахалин-1 ситуация другая - СРП по проекту Сахалин-1 осталось в силе при смене оператора, так что участвующая в нем японская SODECO имеет право на причитающийся ей процент в добыче.
Добыча нефти на проекте Сахалин-1 возобновилась в ноябре 2021 г. после полугодового простоя, но нефть с проекта Япония сейчас не импортирует.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram