Постановление Совета ЕС 2022/2367 от 3 декабря 2022 г. опубликовано в Официальном журнале ЕС, что означает его вступление в силу.
Документ подтверждает и конкретизирует положения 8го пакета санкций ЕС, который выводит из-под запрета, введенного 6м пакетом, на оказание услуг по морской перевозке российской нефти в третьи страны, если нефть была куплена по цене, не превышающей установленный потолок.
Таким образом, запрет на предоставление морских перевозок, технической помощи, брокерских услуг, финансирования или финансовой помощи, страхования, при поставках в третьи страны нефти или нефтепродуктов, которые происходят из России или экспортируются из России, не распространяется на нефть и нефтепродукты, если они были приобретены по согласованной Коалицией по ограничению цен предельной цене или ниже ее.
Потолок цен касается перевозки нефти в третьи страны, эмбарго ЕС, принятое в 6м пакете санкций, он не отменяет.
Вступивший в силу потолок цен имеет следующий вид:
- предельная цена на российскую нефть установлена на уровне 60 долл. США/барр.,
- потолок цен на нефть вступит в силу 5 декабря 2022 г., на нефтепродукты - 5 февраля 2023 г. (еще не обсуждался),
- предусмотрен регулярный пересмотр механизма ограничения цен - 1 раз в 2 месяца, начиная с середины января 2023 г.:
- пересмотр должен обеспечить удержание ограничения цен минимум на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты,
- средняя рыночная цена должна быть рассчитана в сотрудничестве с Международным энергетическим агентством (МЭА),
- также предусмотрены переходные периоды:
- переходный период в 45 дней для судов, перевозящих сырую нефть российского происхождения, которая была приобретена и погружена на судно до 5 декабря 2022 г. и выгружена в порту назначения до 19 января 2023 г.,
- переходный период после каждого последующего изменения предельных цен на 90 дней, когда продолжает действовать предыдущий потолок цен для уже погруженной нефти,
- запрет на предоставление услуг, связанных с транспортировкой российской нефти или нефтепродуктов судном под флагом третьей страны, применяется в отношении судов, которые в прошлом перевозили такие товары, приобретенные выше предельной цены, при условии, что оператор, ответственный за эту перевозку, знал или имел разумную причину подозревать об этом.
Россия неоднократно предупреждала, что не будет поставлять нефть странам, поддержавшим ограничения, независимо от уровня потолка.
Для ряда стран ЕС, таких как Греция, Мальта и Кипр, чьи танкеры активно задействованы в перевозках российской нефти, их утрата означает существенные потери.
В постановлении Совета ЕС отмечается, что текущие обстоятельства ставят под сомнение конкурентоспособность судоходства ЕС, которое и так являлось самым медленно восстанавливающимся после пандемии сектором экономики.
В связи с этим ЕК намерена в срочном порядке принять соответствующие меры поддержки, в т.ч. путем дальнейшего развития существующих инструментов не позднее 5 февраля 2023 г., с целью сохранение авторитета и стратегической важности судоходной отрасли ЕС, повышения конкурентоспособности судоходства, защиты интересов судовладельцев, чьи суда ходят под флагами стран ЕС, а также для стимулирования возвращения судов в судовые регистры стран ЕС.
Введение потолка цен на российскую нефть страны G7 принципиально согласовали в сентябре 2022 г.
2 декабря 2022 г. страны ЕС после длительных споров согласовали потолок цен.
Следом за ЕС, решение об установлении потолка цен на уровне 60 долл. США/барр. приняли G7 и Австралия, входящие в Коалицию по ограничению цен.
Потолок цен на морские поставки российской нефти вступит в силу 5 декабря 2022 г., нефтепродуктов - с 5 февраля 2023 г.