ЕС вновь не достиг соглашения о потолке цен на российскую нефть
В ЕС обсуждается потолок цен на уровне 62 долл. США/барр., однако Польша требует опустить его до 30 долл. США/барр.
Об этом сообщил Reuters со ссылкой на дипломатов.
По сообщению источника, юридические тексты уже согласованы, но окончательное согласование уперлось в установление конкретного уровня потолка цен.
На переговорах обсуждался лимит в 62 долл. США/барр., однако договоренности не удалось достичь из-за позиции Польши, которая требовала снизить потолок цен до 30 долл. США/барр.
Введение потолка цен на российскую нефть страны G7 принципиально согласовали в сентябре 2022 г.
Механизм предельных цен планируется реализовать путем запрета на предоставление услуг, в т.ч. страхования, связанных с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны, если они приобретены дороже, чем установленный коалицией потолок цен.
Вступить в силу потолок цен должен 5 декабря 2022 г., синхронно с началом действия эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти (с 5 февраля 2023 г. - на нефтепродукты).
Объявление о конкретном уровне потолка цен ожидалось 23 ноября 2022 г., однако переговоры зашли в тупик.
Безрезультатные переговоры продолжились 24-25 ноября, следующий раунд прошел 28 ноября.
По данным Bloomberg, Польша и страны Балтии отвергли предложение ЕК об установлении потолка цен на уровне 65 долл. США/барр., поскольку сочли предложенный ЕК уровень слишком высоким
С другой стороны, Греция и Мальта, чьи танкерные флоты задействованы в перевозках российской нефти, не хотят, чтобы цена на российскую нефть опускалась ниже 70 долл. США/барр.
Politico со ссылкой на высокопоставленного дипломата 28 ноября сообщил, что США оказывает давление на ЕС в целом и на каждую страну-члена отдельно с целью ограничить цены на российскую нефть.
Напомним, что введение потолка цен на российскую нефть продвигают США, рассматривая этот механизм как инструмент сохранения российской нефти на рынке при одновременном ограничении нефтяных доходов России.
При этом США считают, что потолок цен должен быть достаточно высоким, чтобы Россия сохранила интерес к поставкам нефти в рамках этого механизма.
Изначально обсуждался уровень 40-60 долл. США/барр., затем диапазон сдвинулся к верхней границе, потом речь шла уже о 63-64 долл. США/барр., а сейчас обсуждается диапазон от 60-65 долл. США/барр. до 70 долл. США/барр.
Диапазон потолка цен в 65-70 долл. США/барр. комфортен для России, поскольку именно такой диапазон цен на нефть Urals заложен в проект бюджета на 2023-2025 гг., а текущие поставки нефти азиатским покупателям зачастую осуществляются по ценам ниже нижней границы обсуждаемого ЕС потолка.
Тем не менее, Россия много раз предупреждала, что не будет поставлять нефть странам, поддержавшим ограничения, причем вице-премьер РФ А. Новак уточнял, что отказ от поставок не зависит от уровня потолка цен.
Однако высокий уровень обсуждаемого ЕС потолка цен поставил вопрос о продолжении поставок нефти странам, поддержавшим потолок цен на нефть, если рыночная цена на Urals будет ниже установленного потолка.
Пресс-секретарь президента РФ Д. Песков 24 ноября назвал обсуждаемые ЕС цифры малообъяснимыми и сообщил, что для уточнения своей позиции Россия изучит ситуацию.
27 ноября Д. Песков повторил, что позиция России отражена в заявлении президента В. Путина о том, что со странами, поддержавшими потолок цен, не будет идти торговля нефтью, нефтепродуктами и газом.
Тем не менее, Россия смотрит на те цифры, которые озвучиваются, никто себе стрелять в ногу не будет, а конкретные действия будут предприниматься, руководствуясь исключительно собственными интересами страны.
В свою очередь, Bloomberg сообщал, что российские власти готовят президентский указ, запрещающий российским компаниям и любым трейдерам, которые занимаются закупкой российской нефти, продавать ее кому-либо, кто присоединится к механизму предельных цен.
По данным издания, указ запретит любое упоминание предельной цены в контрактах на российскую нефть или нефтепродукты, а также запретит погрузку, предназначенную для любых стран, которые принимают ограничения.
При этом точного определения того, как будет определяться участие в механизме предельных цен, издание не приводит.