Об этом 28 ноября 2022 г. заявил посол по особым поручениям МИД РФ, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Н. Корчунов в ходе пленарной сессии «Энергия Арктики: новые вызовы - новые решения и технологии», которая открыла программу 4го Международного Северного форума по устойчивому развитию.
В арктической стратегии ЕС под природоохранным предлогом закреплено намерение добиваться запрета на добычу углеводородов в Арктике и прилежащих территориях, а также запрета на покупку таких энергоносителей.
По мнению Н. Корчунова, попытки решения глобальных климатических вызовов за счет искусственного ограничения экономической деятельности в одном регионе не выдерживают критики.
Говоря о каких-либо запретах, нужно понимать, что последствия таких решений затронут в т.ч. конечных потребителей, включая потребителей из европейских стран.
Они негативно и на местном населении Арктики и ее коренных жителях, для которых устойчивая экономическая деятельность является основополагающей предпосылкой к улучшению своего благосостояния.
По словам посла, надо идти не по пути искусственных ограничений нефте- и газодобычи, а по пути обеспечения ее устойчивого характера.
Арктическая стратегия ЕС была обнародована в октябре 2021 г.
Из 8 арктических государств - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция - членами ЕС являются лишь 3 страны.
Тем не менее, в документе подчеркивается, что как одна из крупнейших экономик мира ЕС несет ответственность за устойчивое развитие мира, в т.ч. Арктического региона.
При этом ЕС признал, что оказывает значительное влияние на Арктику в силу своего экологического следа и спроса на ресурсы и товары.
В Арктике на долю ЕС приходится:
- 36% отложений черного (или технического) углерода - мелких (13-120 нм) частиц сажи, которые попадают в атмосферу при сгорании древесины, угля, газа и нефтепродуктов,
- 31% выбросов CO2,
- 16,5% выбросов черного углерода от морского транспорта.
обеспечение защиты морской среды и выполнение соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море,
нацеленность на принятия обязательств по отказу от добычи нефти, газа и угля и поощрение устойчивых и ответственные решения для добычи ресурсов особой важности, необходимых для обеспечения перехода к зеленой экономике,
содействие исследованиям влияния таяния вечной мерзлоты и сотрудничеству в этой сфере.
Помимо этого, ЕС будет поддерживать усилия по сокращению выбросов черного углерода в Арктике на 33% к 2025 г., а также по снижению углеродного и экологического следа морского транспорта.
Между тем, из 3 стран ЕС, являющихся арктическими, - Дания, Финляндия и Швеция, ни одна из них не ведет добычу углеводородов в Арктике.
Документ однозначно направлен на ограничение добычи в Норвегии и России, причем документ был принят до начала российской спецоперации на Украине.
У Норвегии все месторождения углеводородов находятся за пределами материка на континентальном шельфе в Северном, Норвежском и Баренцевом морях.
Причем месторождения в Северном море уже в значительной мере исчерпаны, а перспективы поддержания добычи углеводородов связаны с новыми месторождениями нефти и газа в Норвежском и Баренцевом морях.
После резкого сокращения поставок российского газа в Европу Норвегия стала крупнейшим поставщиком газа в ЕС.
При этом ЕС начал оказывать давление на Норвегию с целью снижения цен на поставляемый газ, которому королевство пока сопротивляется.
Однако учитывая доминирующее значение экспорта в страны Европы по сравнению с внутренним потреблением в Норвегии и другими направлениями экспорта, пространство для маневра у Норвегии ограничено.
Россия рассматривает Арктику как перспективную углеводородную провинцию.
Глава Роснедр Е. Петров в ходе сессии «Энергия Арктики» сообщил, что российский арктический континентальный шельф содержит более 85 трлн м3 природного газа и 17 млрд т нефти, что является стратегическим резервом в развитии минерально-сырьевой базы страны.
В последние годы на суше совершались открытия только средних и мелких по запасам нефтегазовых месторождений, тогда как по результатам геологоразведочных работ на шельфе на госбаланс были поставлены крупные уникальные месторождения нефти и газа.
В связи с этим важно продолжение геологических работ на шельфе Арктики.
В море Лаптевых, Восточно-Сибирском море и Чукотском море проведено большое количество сейсмических исследований, однако сохраняется сложность в понимании геологического строения и перспектив нефтегазоносности осадочных бассейнов в этой части российского шельфа Арктики.
Данная задача сейчас активно решается путем реализации проекта по бурению неглубоких стратиграфических скважин, который реализует Роснефть и Роснедра.
В результате этих работ получена геологическая информация, которая позволила существенно снизить геологические риски при поисковом бурении на российском шельфе Арктики.