Документ опубликован 14 сентября 2022 г. на сайте ЕК.
Основными мерами для снижения текущего высокого уровня цен станут сокращение спроса и перераспределение энергии и сверхдоходов, что должно снизить цены на электроэнергию и успокоить рынок.
Отмечается, что предложенные ЕК меры носят чрезвычайный и временный характер.
Предложения ЕК:
- снизить как минимум на 5% потребление электроэнергии в периоды пикового спроса, когда выработка электроэнергии на газе оказывает значительное влияние на цену,
- страны ЕС должны будут определить 10% часов с самой высокой ожидаемой ценой и снизить спрос в эти часы пик, это приведет к сокращению потребления газа на 1,2 млрд м3 в зимний период,
- общий спрос на электроэнергию в ЕС должен быть снижен минимум на 10% до конца 31 марта 2023 г.,
- меры для достижения этого снижения, в т.ч. финансовую компенсацию, страны ЕС могут определить самостоятельно,
- предлагается установить временное ограничение доходов для производителей электроэнергии на базе технологий с более низкими затратами, чем газ (возобновляемые источники энергии, ядерная энергия и бурый уголь),
- такие производители получают сверхдоходы при относительно стабильных эксплуатационных расходах, поскольку дорогие газовые электростанции повышают оптовую цену на электроэнергию, которую они получают,
- ЕК предлагает установить верхний предел доходов на уровне 180 евро/МВт*ч, что позволит производителям покрыть свои инвестиционные и эксплуатационные расходы без ущерба для инвестиций в новые мощности в соответствии с целями ЕС в области энергетики и климата,
- доходы выше предела будут собирается правительствами стран ЕС и использоваться для помощи потребителям энергии для сокращения платежей,
- странам ЕС, торгующим электроэнергией, рекомендуется в духе солидарности заключать 2-сторонние соглашения о распределении части сверхпредельных доходов, получаемых страной-экспортером, в пользу конечных пользователей в стране ЕС с низким уровнем производства электроэнергии,
- такие соглашения должны быть заключены до 1 декабря 2022 г., если чистый импорт электроэнергии страной ЕС из соседней страны составляет не менее 100%,
- ЕК предлагает временный солидарный взнос на сверхприбыль, полученную от деятельности в нефтяном, газовом, угольном и нефтеперерабатывающем секторах,
- взнос будет собираться странами ЕС с прибыли таких компаний в 2022 г., которая превысит 20%-ное увеличение средней прибыли за предыдущие 3 года,
- доходы будут собираться странами ЕС и перенаправляться потребителям энергии, особенно уязвимым домохозяйствам, пострадавшим компаниям и энергоемким отраслям,
- страны ЕС также могут финансировать трансграничные проекты в соответствии с целями REPowerEU или использовать часть доходов для общего финансирования мер по защите занятости или поощрению инвестиций в ВИЭ и энергоэффективность.
- в рамках дальнейшего вмешательства в правила рынка электроэнергии ЕК предлагает расширить инструментарий цен на энергию, доступный для помощи потребителям, что позволят впервые установить регулируемые цены на электроэнергию ниже себестоимости и расширить регулируемые цены, чтобы они также распространялись на малые и средние предприятия.
Необходимость введения этих мер ЕК объясняет последствиями серьезного несоответствия между спросом и предложением энергии, «в основном из-за того, что Россия продолжает использовать свои энергетические ресурсы в качестве оружия».
Тот факт, что рост цен на нефть, газ и уголь - основные импортируемые ЕС из России энергоносители - начался в середине 2021 г. в связи с быстрым восстановлением экономики после пандемии COVID-19 и отставанием со стороны предложения, в т.ч. из-за регуляторных подходов ЕС, ЕК обходит своим вниманием.
Глава ЕК У. фон дер Ляйен в ходе выступления 14 сентября заявила, что Россия продолжает активно манипулировать энергетическим рынком ЕС.
Одновременно У. фон дер Ляйен рассказала об успехах ЕС по переходу с российского газа на газ «надежных поставщиков», т.е. США, Норвегии, Алжира и др., в связи с чем доля российского газа в импорте ЕС сократилась с 40% в 2021 г. до 9% на текущий момент.
Механизмы, которые позволяют манипулировать рынком при такой скромной доле, глава ЕК не уточнила.
Представленные ЕК меры следуют за ранее согласованными мерами по заполнению подземных хранилищ газа (ПХГ) и снижению потребления газа для подготовки к предстоящей зиме.
ЕК также продолжает работу по улучшению ситуации с ликвидностью для операторов рынка, снижению цен на газ и реформированию структуры рынка электроэнергии в долгосрочной перспективе.
Конкретные меры в данном направлении не уточняются.
Предложения о введении предельных цен на российский газ в сообщении ЕК не содержится.
Эффект от меры ЕК по сбору и перераспределению сверхприбылей производителей электроэнергии, использующих атомную, угольную и ВИЭ-генерацию, а также сверхприбылей нефтегазовых и угольных компаний, оценивается в 117 млрд евро.
Эти средства должны пойти на поддержку европейских домохозяйств и предприятий, которые сталкиваются с резко растущими счетами за электроэнергию.
Однако такой подход ударит по производителям атомной энергии, в первую очередь, Франции, которая до кризиса летом 2022 г. являлась крупнейшим экспортером электроэнергии в ЕС.
Летом 2022 г. жара и технические проблемы на ряде АЭС привели к тому, что из 56 атомных энергоблоков во Франции в работе осталась половина.
В случае успешного преодоления этих проблем, Франция может вернуть себе статус экспортера электроэнергии, но меры ЕК лишают ее стимула для восстановления экспорта.
Также давление будет оказываться на нефтегазовые компании, работающие на рынке ЕС, что также может негативно сказаться на поставках энергоносителей в предстоящий зимний период.
Большие вопросы вызывают и инициативы солидарности, выдвинутые ЕК.