Символическую кнопочку нажали:
- губернатор В. Лимаренко;
- директор «Сахалин Энерджи» Р. Дашков;
- градоначальник Южно-Сахалинска С. Надсадин;
- директор «Айлэнд Дженерал Сервисес» С. Попсуев.
Здесь будут построены здания для размещения офисов и лабораторий, производственные базы и склады общей площадью около 89 тыс м2.
Р. Дашков поведал:
- помню, как мы рассматривали концепцию НИП несколько лет назад и подписали соглашение с первыми резидентами на форуме «Нефть и газ Сахалина»;
- сейчас это соглашение реализуется на практике;
- у нас высокотехнологичное, безопасное и ответственное производство;
- мы в полной мере выполняем обязательства перед акционерами, российской стороной и Сахалинской областью.
- деятельность резидентов:
- предоставление логистических и it-услуг,
- производство растворов для бурения скважин и технических газов,
- ремонт и обслуживание производственного оборудования,
- обучение специалистов,
- локализация нефтегазового сервиса на Сахалине, появление в регионе современного производства повлечет за собой создание новых рабочих мест в других отраслях промышленности - от транспорта и строительства жилья до торговли.
Работы ведет резидент ТОР Южная - «Сахалинский нефтегазовый индустриальный парк» (ООО САХНИП).
Резидентами являются 17 неназванных компаний.
Получает статус резидента - нефтесервисная ФракДжет-Волга.
Немного странно, что не присутствовала компания СИП -ТОР, которая еще в январе 2022 г. рапортовала о внедрении 1 очереди НИП на Тор Южная.
Почему не присутствовал директор СИП-ТОР Д. Ташланов?
СИП-ТОР уже инвестировала 260 млн руб. в НИП по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока СИП-ТОР.
Интерес к Нефтегазовому индустриальному парку на Сахалине вновь возник в конце прошлой недели, 7 июля 2022 г. после совещания в г. Южно - Сахалинске по разработке мастер-плана 1го пояса Южно-Сахалинской агломерации (ЮСА), где Ю. Трутнев сообщал:
- по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 2021 г. В. Путин дал поручение разработать планы экономического и мастер-планы пространственного развития городов Дальнего Востока;
- лучшие мастер-планы будут представлены участникам и гостям ВЭФ-2022, и мастер-план 1го пояса Южно-Сахалинской агломерации - в их числе;
Для любознательных напомним, что мастер - план - это своего рода новодел нынешнего периода.
Ранее были генпланы.
Мастер-план - теоретически, это часть проектной документации на строительство, в основе которой лежит пространственная модель развития конкретного участка территории города.
Ныне градостроительное управление в городах довольно печально, поскольку требования к правилам застройки и генплана снижаются.
Вернее, требования остаются, но их выполнение - это нередко предмет торговли влиянием.
Замена генплана города программами внутри социально-экономического планирования, мастер-планами и тд. отличный способ упрощения выдачи разрешения на строительство и тд, хотя при этом и могут проваливаться вопросы экологии, социального развития, что может сказаться позже.
При этом, мастер-план хорош для конкретной застройки, коей может оказаться ТОР.
Ранее были генпланы.
Мастер-план - теоретически, это часть проектной документации на строительство, в основе которой лежит пространственная модель развития конкретного участка территории города.
Ныне градостроительное управление в городах довольно печально, поскольку требования к правилам застройки и генплана снижаются.
Вернее, требования остаются, но их выполнение - это нередко предмет торговли влиянием.
Замена генплана города программами внутри социально-экономического планирования, мастер-планами и тд. отличный способ упрощения выдачи разрешения на строительство и тд, хотя при этом и могут проваливаться вопросы экологии, социального развития, что может сказаться позже.
При этом, мастер-план хорош для конкретной застройки, коей может оказаться ТОР.
- мастер - план ЮСА:
- разработана программа развития агломерации до 2030 г,
- общий объем инвестиций - более 410 млрд рублей,
- 15 тыс. новых рабочих мест,
- 80 инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли промышленности, транспорте, туризме, леспроме, рыбной промышленности, сельском хозяйстве и строительстве,
- в марте 2022 г., на всей территории Курильских островов создан преференциальный режим:
- резиденты освобождены от налогов на прибыль, имущество, транспортного и земельного на 20 лет,
- страховые взносы зафиксированы в размере 7,6%,
- льготы предоставляются в заявительном порядке,
- 6 компаний уже стали резидентами, до конца 2022 г. еще 20 компаний начнут работу на Курилах,
- нужно больше привлекать инвесторов, чтобы быстрее осваивать эти малонаселенные земли России;
- рост ЮСА будет идти за счет:
- развития производства,
- создания индустриальных парков: строительного, лесопромышленного, нефтегазового, агропромышленного,
- создания марикультурного и водородного кластеров,
- создании авиационного хаба.
О НИП в ТОР Южная Ю. Трутнев отметил:
- строительство НИП ведется;
- цели НИП:
- создание современной производственно-технической и ремонтной базы, связанной с процессами основных операторов нефтегазовых проектов Сахалинской области,
- локализация в НИП предприятий, разрабатывающих новые технологии для нефтегаза России;
- срок сдачи 1й очереди НИП - 4 квартал 2022 г.
4 года назад создание нефтегазового индустриального парка в ТОР Южная начала Sakhalin Energy - оператор проекта Сахалин-2, при поддержке властей Сахалинской области (О. Кожемяко).
В 2018 г. началось оформление земельного участка под НИП.
В рамках ВЭФ 2018 к проекту подключился Газпромбанк.
Предполагалось создать структуру:
- отапливаемый склад,
- модульные офисы,
- 5 цехов для ремонта тяжелой техники, электрооборудования, КиП и автоматики, клапанов, бурового оборудования,
- проведения лабораторных тестов, проведения сварочных, токарных, покрасочных, пескоструйных и дробеструйных работ, металлообработки, изготовления и сборки металлоконструкций.
- НИП позволит снизить транспортные расходы областных предприятий нефтегаза, оптимизировать затраты,
- это увеличит поступления в региональный бюджет.
- компания - резидент СИП-ТОР обещала вложить в проект НИП почти 8 млрд руб;
- Корпорация развития Дальнего Востока предоставила СИП-ТОР тогда земельный участок на ТОР Южная площадью 31,5 га для реализации проекта;
- срок ввода анонсировался на 4й квартал 2023 г.
- НИП будет построен в Новоалександровске;
- на территории парка будет:
- логистический центр, автотранспортный цех,
- цех по ремонту бурового оборудования,
- цех обслуживания водолазной техники,
- цех контрольно-измерительных приборов,
- лаборатория.
- объем инвестиций около 3 млрд руб.
Пока нефтегазом в НИП не пахнет.
К началу спецоперации РФ на Украине (см. за 8 июля) компании СИП-ТОР удалось ввести в эксплуатацию лишь транспортно-логистическую базу, оборудованную площадкой для хранения контейнеров, административно-бытовым корпусом, складами и стоянкой для техники.
Появился резидент - транспортная «Айлэнд Дженерал Сервисес» (IGS), которая эксплуатирует транспортно-логистическую базу с площадкой открытого хранения 250 контейнеров в составе парка.
Компания получает комплекс услуг, включающий систему по планированию и организации хранения и наземного перемещения грузов, документальное и информационное сопровождение перевозок, оптимизацию товарных потоков и логистических показателей.
После начала спецоперации В. Путин подписал указ, согласно которому оператором Сахалина-1, реализуемого на условиях соглашения о разделе продукции, вместо Сахалин энерджи станет создаваемое России ООО.
В этих условиях об эффективности участия Сахалин энерджи в проекте НИП на время можно забыть?
Для любознательных расскажем о других решениях по развитию Сахалинской области:
- авиа сообщение:
- оператор - Единая дальневосточная авиакомпания. В 2021 г. а/к Аврора с партнерами по ЕДВАК перевезли на Курильские острова 85,3 тыс. пассажиров;
- в 2022 г. пассажиропоток на Курильские острова продолжит расти. Количество авиа рейсов на Курильские острова планируется увеличить на 15% YoY;
- с июня 2022 г. планировался маршрут Владивосток - Курильск (остров Итуруп) - Владивосток с частотой не реже 2 рейса/ неделя. Есть проект постановления Правительства для возможности предоставления субсидий из федерального бюджета для данного маршрута как социально значимого.
- морское сообщение:
- по регулярным морским линиям в 2021 г. перевезено более 14 тыс. пассажиров и около 100 тыс. т грузов;
- российскому оператору будет передано пассажирское судно «Профессор Хромов», которое 15 лет было во фрахте у новозеландской компании;
- для обеспечения сообщения Командорских островов и г. Северо-Курильска с г. Петропавловском-Камчатским в сентябре 2022 г. будет передано грузопассажирское судно «Анатолий Чернеев», которое строится на «Окской судоверфи».