Указ №416 от 30 июня 2022 г. «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» опубликован на официальном портале правовой информации.
Согласно документу:
- правительство РФ создает ООО, к которому переходят все права и обязанности прежнего оператора СРП Сахалин Энерджи инвестмент компани, лтд, при этом правительство не является его учредителем (участником),
- новый оператор продолжает действовать в соответствии с СРП,
- имущество, созданное в рамках СРП, передается в собственность РФ (срок - незамедлительно), с одновременной передачей в безвозмездное пользование новому оператору,
- иное имущество Сахалин Энерджи подлежит незамедлительной передаче в собственность нового ООО,
- все сотрудники Сахалин Энерджи, ее филиала и представительства переводятся в ООО,
- при создании ООО правительство РФ утверждает устав, после определения собственников утверждается новый устав и учредительный договор (срок - месяц),
- Газпром Сахалин холдинг получает в новом операторе долю участия, пропорциональную количеству акций в Сахалин Энерджи,
- доли участия остальных акционеров Сахалин Энерджи переходят новому оператору также пропорционально количеству акций в уставном капитале Сахалин Энерджи, управление этими долями осуществляется правительством РФ,
- иностранные акционеры Сахалин Энерджи обязаны уведомить правительство РФ о согласии принять в собственность доли в уставном капитале нового оператора (срок - 1 месяц),
- правительство РФ после получения такого уведомления должно принять решение о передаче доли участия в новом операторе иностранному акционера или отказать ему (срок - 3 суток),
- в случае положительного решения правительства, доля участия передается незамедлительно, а управление ею правительством РФ прекращается,
- в случае отказа, доля участия подлежит оценке и продаже в ООО (срок 4 месяца с момента принятия решения об отказе), денежные средства от продажи доли зачисляются на специальный счет (тип С), открытый на иностранного акционера, и замораживаются до завершения финансового, экологического, технологического и иного аудита деятельности иностранных акционеров,
- по его результатам устанавливается размер ущерба и определяются лиц, которые обязаны его возместить,
- денежные средства в сумме, равной сумме размера нанесенного ущерба, списываются со счета типа С, открытого на имя иностранного акционера, далее он вправе распоряжаться оставшимися средствами.
Указ вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 30 июня 2022 г.
В документе говорится, что решение принято в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями США и примкнувших к ним государств и организаций, которые направлены на введение санкций против России.
В качестве причин такого решения в указе называются угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, угрозы жизни и безопасности людей, угрозы национальным интересам и экономической безопасности РФ, возникшие в результате нарушения некоторыми иностранными юридическими лицами и физическими лицами обязательств, которые связаны с исполнением СРП Сахалин-2.
Передача имущества Сахалин Энерджи в новую компанию мотивируется тем, что Россия надлежащим образом исполняет обязательств по финансированию его создания.
СРП Сахалин-2 было заключено 22 июня 1994 г. и вступило в силу 15 июня 1996 г.
В рамках проекта Сахалин-2 осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе о. Сахалин, инфраструктура проекта включает 3 морские платформы (Моликпак, Пильтун-Астохская-Б и Лунская-А), объединенный береговой технологический комплекс, порт Пригородное, терминал отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) проектной мощностью 9,6 млн т/год (фактическая мощность выше, в 2020 г. объем производства составил 11,6 млн т СПГ).
Акционерами Sakhalin Energy на момент начала проекта являлись Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%), но в 2007 г. Россия усилила свой контроль над проектом.
Тогда Газпром выкупил контрольный пакет Sakhalin Energy, фактически урезав доли иностранных акционеров вдвое, в результате доли участия в компании-операторе распределились следующим образом: Газпром - 50%+1 акция, Shell - 27,5%-1 акция, Mitsui - 12,5% и Mitsubishi - 10%.
После начала российской спецоперации на Украине и введения масштабных санкций Запада против России, поддержанных Японией, был поднят вопрос о пересмотре СРП Сахалин-2.
В конце мая 2022 г. спикер Госдумы РФ В. Володин говорил о том, что иностранные акционеры проекта Сахалин-2 получают выгоду от проекта, тогда как власти их стран принимают санкции против России.
Председатель комитета Госдумы по энергетике П. Завальный говорил, что японская сторона не первый год нарушает СРП, в связи с чем имеются замечания Счетной палаты.
Наиболее весомым из этих замечаний является то, что имущество, которое было создано в рамках проекта СРП, не передано в собственность РФ, постоянно идет затяжка этого процесса оформления и передачи.
П. Завальный тогда не исключал введения ответных ограничений в отношении зарубежных участников СРП Сахалин-2, а В. Володин предлагал пересмотреть СРП Сахалин-2, передав доли участия иностранных инвесторов из недружественных стран инвесторам из дружественных стран, государству или Газпрому.
Итоговая версия указа В. Путина по проекту Сахалин-2 не предполагает передачу долей участия иностранных акционеров другим инвесторам, но и не исключает ее.
Напомним, что ранее интерес к участию в проекте Сахалин-2 проявляла Индия и Китай.
Bloomberg еще в апреле писал, что китайские CNOOC, CNPC и Sinopec рассматривают возможность покупки газовых активов Shell в России.
CNOOC информацию о переговорах с Shell опровергла, но не исключила их в будущем.
The Economic Times в мае писала, что индийская ONGС рассматривает возможность участия в проекте Сахалин-2, позднее Reuters сообщал о переговорах Shell с консорциумом индийских энергетических компаний о продаже своей доли в проекте Сахалин-2.
Япония, в свою очередь, из СРП Сахалин-2 выходить не намерена, поскольку это противоречит ее национальным интересам и соображениям энергетической безопасности.
В конце мая министр экономики, торговли и промышленности Японии К. Хагиуда заявил, что Япония не будет выходить из проекта Сахалин-2, даже если ее попросят уйти.
По словам министра, владельцем земли может быть Россия, но право аренды и оборудование для сжижения и транспортировки принадлежат японскому правительству и японским компаниям, в связи с чем Япония не намерена из проекта выходить.
Комментируя указ В. Путина от 30 июня, заместитель генерального секретаря кабмина Японии С. Кихара сообщил, что власти изучают детали решения и не готовы дать ответ касательно своих дальнейших действий.
По словам чиновника, Япония считает, что ущерб ее правам и интересам в отношении природных ресурсов не должен быть нанесен.