Об этом сообщила пресс-служба правительства.
Обсуждались:
- модернизация производственных мощностей судостроительных и судоремонтных организаций,
- развитие транспортных коридоров с использованием Северного морского пути (СМП) и его акваторий,
- создание международной арктической станции «Снежинка»,
- программа кластерного освоения месторождений твердых полезных ископаемых в Арктической зоне России.
- разрыв экономических связей с недружественными западными странами привел к развороту потоков продукции экспортирующих предприятий на восток, резко увеличив нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб;
- оценочно уже сегодня дефицит провозных мощностей Восточного полигона в 2022 г. превышает 100 млн т;
- СМП может и должен частично взять на себя возросшую транспортную нагрузку.
СМП
Тезисы статс-секретаря – замминистра промышленности и торговли В. Евтухова:- планом развития инфраструктуры СМП предусмотрено строительство 37 судов (8 ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов), включая ледоколы проекта 22220 и проекта «Лидер»;
- 2 из них, ледокол «Арктика» и «Сибирь», уже построены и работают на трассе Севморпути;
- в ноябре 2022 г. планируется сдача серийного универсального атомного ледокола «Урал».
Кроме того, для реализации арктических инвестиционных проектов запланирована постройка еще 32 транспортных судов ледового класса.
Строительство газовозов и танкеров-челноков
15 газовозов запланированы к постройке на судоверфи «Звезда».В планах – строительство дополнительных судов для транспортировки продукции инвесторов по Севморпути.
Содействие предприятиям судостроения
Минпромторг России представил предложения по содействию предприятиям судостроения.Так, министерством прорабатываются меры господдержки судостроения и судоремонта не только с помощью госпрограмм, но и на основе других механизмов.
Например, по линии Фонда развития промышленности (ФРП) выдается льготный заем на реализацию инвестиционных проектов, целью которых является в т.ч. и развитие производственных мощностей предприятий.
Минпромторгом внесено предложение по разработке пилотного проекта по установлению нулевой ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики.
Одно из условий пилота: предприятия судоремонта в этих регионах должны выполнить встречные обязательства по сохранению численности работников и модернизации своих мощностей.
Новые транспортные коридоры
В повестку заседания вошло обсуждение развития существующих и формирование новых транспортных коридоров с использованием СМП.Продолжается работа по развитию международного транспортного коридора Европа – Арктика – Азия, который свяжет Белоруссию, Калининград, Санкт-Петербург и Мурманск с Петропавловском-Камчатским и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Транспортная стратегия РФ до 2030 г. предполагает комплексное развитие морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта Арктической зоны России, а также модернизацию портов Мурманск, Архангельск, Индига, Диксон, Певек, Сабетта, Дудинка и Тикси.
По словам замминистра транспорта А. Пошивая, в акватории СМП создаются морские терминалы для обработки грузов крупных инвестиционных проектов:
В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в районе морского порта Мурманск осуществляется реконструкция объектов морской портовой инфраструктуры 1го, 2го и 3го грузовых районов порта, идет строительство нового угольного терминала «Лавна».
- в порту Сабетта строится терминал Утренний для проекта Арктик СПГ 2,
- в порту Диксон строятся терминалы Бухта Север для проекта Восток Ойл и терминал Енисей для проекта «Северная звезда» корпорации АЕОН,
- в порту Певек проектируется терминал Наглёйнын для реализации проекта Баимского ГОКа.
В планах - развитие Архангельского транспортного узла и строительство морского порта вблизи пос. Индига.
Арктическая научная станция «Снежинка»
На Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения.Станция будет располагаться в Нефритовой долине ЯНАО и станет первым в мире научно-образовательным комплексом, который работает на водородной энергетике.
Российские ученые смогут проводить здесь исследования по целому комплексу направлений, включая:
- водородную энергетику,
- термостабилизацию вечномерзлых грунтов,
- технологии сокращения углеродного следа,
- арктическую медицину,
- телекоммуникации в высоких широтах, аэро- и гидропонику,
- роботизированные платформы с искусственным интеллектом.
Тезисы главы Минобрнауки В. Фалькова:
- мы рассчитываем, что этот проект станет своеобразным аналогом МКС в Арктике;
- изучение арктического климата и окружающей среды остается важной стратегической задачей, решение которой требует масштабной кооперации;
- Россия, значительная часть которой расположена в высоких широтах, заинтересована в проведении прорывных исследований в Арктике, и станция «Снежинка», безусловно, внесет свой вклад в изучение этой климатической зоны.
Приступить к строительству планируют в 2023 г.
Начало тестовой эксплуатации проекта запланировано на 2024 г.
Основные работы по созданию «Снежинки» ведут Минобрнауки и Московский физико-технический институт (МФТИ).
Технологии, которые впоследствии будут использоваться на «Снежинке», уже проходят проверку на тест-полигоне на базе МФТИ.
Месторождения твердых полезных ископаемых в АЗРФ
Участники заседания обсудили кластерное развитие месторождений твердых полезных ископаемых в АЗРФ.Такое объединение участков недр в горнопромышленные кластеры позволит:
- создать крупнотоннажные участки недр с относительно невысокими содержаниями металлов в рудах,
- единая обеспечивающая инфраструктура позволит минимизировать капитальные затраты на освоение месторождений и повысить их эффективность.
Объем грузоперевозок по СМП
Объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2021 г. составил около 34,9 млн т. Это почти на 2 млн т больше, чем в 2020 г., когда было перевезено 32,9 млн т.
Из них:
- нефть – 7,9 млн т,
- СПГ и газовый конденсат – 20,6 млн т,
- уголь – 0,1 млн т,
- металлы – 0,9 млн т,
- транзит – 2 млн т,
- грузы обеспечения – 2,9 млн т.
Таким образом, превышен целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути», в соответствии с которым к 2021 г. необходимо было достигнуть 32 млн т грузопотока.
При этом положительная динамика сохраняется: по предварительным оценкам, объем грузопотока по СМП за 1е полугодие 2022 г. может вырасти на 5–7% по отношению к 1му полугодию 2021 г.
К 2024 г. планируется создать инфраструктуру для увеличения грузопотока до 80 млн т и повышения суммарной мощности портов на СМП – до 83 млн т в 2024 г.
Пилотный кластер в Якутии
Запуск пилотного кластера в Якутии возле пос. Усть-Куйга, включающий в себя Кючусское месторождение золота, Тирехтяхское месторождение олова и Депутатское месторождение олова, а также развитие перспективных кластеров в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, в Якутии и Чукотском автономном округе могут обеспечить дополнительно 10 млн т грузопотока и принести до 100 млрд рубл. поступлений в бюджеты всех уровней.Энергоснабжение пилотного кластера в Якутии будет создано за счет строительства 2х реакторов атомной станции малой мощности (АСММ).
- 1й реактор мощностью 55 МВт обеспечит электроэнергией Кючусское золотое месторождение и прилегающие поселки электро- и тепловой энергией.
- 2й реактор мощностью 55 МВт предоставит электроэнергию для реализации проектов Тирехтяхского и Депутатского оловянных месторождений, а также обеспечит электро- и тепловой энергией пос. Депутатский в срок до 2030 г.
Субсидирование проектов в АЗРФ
В рамках президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики был поднят вопрос субсидирования ставки по кредитам, выданным на цели реализации инвестиционных проектов в АЗРФ.В связи с существенным ростом ключевой ставки Банка России предприниматели, реализующие инвестиционные проекты, столкнулись с удорожанием стоимости кредитных средств.
Для поддержки бизнеса была разработана программа субсидирования процентных ставок для инвесторов, реализующих проекты в Арктике.
Было одобрено решение о возможности предоставления субсидий на общую сумму 1,4 млрд руб. в 2022 г. 5 инвестиционным проектам.
Поддержку получили проекты по:
- разработке Харбейского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе и строительству аэропортового комплекса в Новом Уренгое,
- созданию газохимического комплекса в Ненецком автономном округе,
- строительству комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск,
- освоению Сырадасайского угольного месторождения в Красноярском крае.
Их реализация позволит создать более 2 тыс. рабочих мест.