Тезисы Р. Скляра:
- В целях сохранения баланса нефтепродуктов на внутреннем рынке ведется работа по пролонгации до конца 2022 г. запрета.
- На сегодня все НПЗ работают в штатном режиме с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок.
- На 30 мая совокупный остаток дизельного топлива на нефтебазах и нефтеперабатывающих заводах страны составляет 377,79 тыс. т, что достаточно для покрытия 25-суточной потребности страны.
- Объем переработки нефти на казахстанских НПЗ за 4 месяца 2022 г. составил 5,9 млн т, что на 5,2% выше аналогичного периода 2021 г., производство дизельного топлива составило 1,653 млн т (рост на 8,7%).
- Кроме того, принят комплекс мер по реформированию системы производства и распределения ГСМ, который предусматривает мероприятия, в том числе по устранению непродуктивных посредников и пересмотру схемы поставки нефти для переработки на НПЗ.
Кроме того, Казахстан планирует в 2022 г. импортировать из России 825 тыс. т ГСМ.
Напомним, введенный в ноябре 2021 г. запрет на вывоз нефтепродуктов (дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов) автотранспортом истек 21 мая 2022 г.
Глава Минэнерго Казахстана Б. Акчулаков уже сообщал, что мораторий будет продлен еще на полгода.
Новый приказ о запрете на вывоз нефтепродуктов в настоящее время находится на согласовании в государственных органах.
Еще в декабре 2018 г. Минэнерго Казахстана сообщало, что цены на бензин и дизтопливо в Казахстане ниже, чем в соседних Киргизии и России.
Так жители Оренбургской области ездят заправляться на АЗС в Казахстан.
Кроме того, большая разница в розничных ценах на ГСМ создает предпосылки к возникновению различных схем по перетоку нефтепродуктов казахстанского производства в соседние страны.
Во время январских событий в этом году в Казахстане на 180 дней (действует до сих пор) был введен мораторий на повышение розничных цен на ГСМ.
При этом себестоимость добычи нефти непрерывно растет.
Ежегодно Казахстан добывает около 100 млн т нефти, из них
- 14 млн т направляется на покрытие внутренней потребности страны,
- остальные 86 млн т направляются на экспорт.