Тезисы О. Шольца:
- Также хорошо мы пониманием ситуацию с 2 нефтеперерабатывающими заводами на востоке, которые подключены к трубопроводу МНП Дружба, и что если им потребуется (нефть) из других мест, нужно будет использовать другие пути.
- Это предметный разговор, который мы изучаем, мы знаем точно, как это может для людей сработать.
- У нас есть конкретные идеи по заводу в Шведе, и мы обсуждаем это с федеральными землями.
- Мы создали рабочую группу по этому вопросу, которая ведет такие переговоры, чтобы мы могли иметь полную картинку и затем на этой основе можно будет принять конкретные решения.
- Невозможно более конкретно рассказать, что конкретно и когда будет сделано в реорганизации работы завода.
По данным PCK, нефтеперерабатывающий завод обеспечивает 90% поставок в Берлине и Бранденбурге.
Компания реализовала анонсированное в ноябре 2021 г. преимущественное право покупки у Shell доли участия 37,5%, тем самым увеличив свою долю до 91,67%.
22 февраля 2022 г. антимонопольное ведомство Германии одобрило сделку.
Позже Германия приостановила покупку российской нефтяной группой доли Shell.
Технологические процессы НПЗ ориентированы на российский сорт Urals, поступающий по нефтепроводу МНП Дружба.
В начале мая правительство Германии одобрило поправки к закону об энергетической безопасности 1975 г., позволяющие экспроприировать активы, критически важные для энергоснабжения экономики.
Р. Хабек представил дорожную карту по замещению российской нефти, но она еще слишком расплывчата.
Предложения министра экономики для обеспечения работы нефтеперерабатывающего завода:
- Использовать нефть из других стран.
- Предполагается, что он в основном прибудет в порт Росток на судах и доберется до Шведта по существующему трубопроводу внутри страны.
- Также рассматривается использование национальных запасов нефти, и поставки из Польши.
- Провести переговоры с российским оператором НПЗ, государственным концерном Роснефть. Федеральное правительство должно иметь возможность вмешаться через структуру траста.
- Оплатить возможные дополнительные расходы в связи с переходом на другие сорта нефти.
В порту Росток из-за ограниченной осадки могут разгружаться суда весом не более 80 тыс. т.
Для хранения сырья в порту доступны нефтяные резервуары емкостью 700 тыс. т.
Мощности трубопровода от порта в Шведт позволяют транспортировать 6 млн т/год нефти.
Транспортировка через через Гданьск возможна в объеме до 7,5 млн т/год для PCK Schwedt.
Это составляет около 60-65% от мощности НПЗ.
В ходе встречи с работниками НПЗ Р. Хабек указал на вероятную смену собственника предприятия или передачу актива в доверительное управление немецкому регулятору — Федеральному сетевому агентству.
Пытаясь успокоить беспокойство сотрудников по поводу возможного закрытия НПЗ О. Шольц указал, что власти страны в ближайшее время определят, какой вариант будет правильным.
Он также подчеркнул, что первостепенной задачей, стоящей перед правительством, является сохранение рабочих мест.
Парламентский статс-секретарь Министерства по делам экономики и защиты климата ФРГ М. Кельнер оптимистично заявил, что НПЗ, расположенный в Шведте, может быть трансформирован в зеленый нефтеперерабатывающий завод.