Минтранс конкретизировал способ, которым могут быть даны преференции отечественному флоту при обслуживании морских грузопотоков в Россию и из нее.
Как стало известно изданию, 18 мая министерство разослало на согласование в профильные ведомства правила выдачи разрешений на перевозки грузов как российских отправителей, так и получателей в морских портах РФ судами, судовладельцами или бенефициарными владельцами которых не являются российские юридические лица.
Из документа следует:
- Экспортные и импортные отправки через морские порты РФ должны выполняться с использованием судов российских юрлиц.
- Исключения возможны, если требуется отсутствующий в России специализированный флот или перевозки нужно осуществить в сроки и в объемах, которые не могут быть обеспечены отечественными судами.
- В этих случаях требуется специальное разрешение Росморречфлота (в одном из вариантов документа, которые видел Ъ,— по согласованию с ФСБ), которое получается на основании целого массива документов и действует только на время перевозки.
- Согласно предложенному порядку, Росморречфлот должен направить в Российскую палату судоходства заявление на перевозку.
- Если за 3 дня от палаты или судовладельцев с бенефициарами — российскими юрлицами не поступит информация о возможности осуществления перевозки российскими судами, считается, что такая возможность отсутствует.
Решение обязуются принять за 5 дней.
В пояснительной записке к документу говорится, что в связи с санкционным режимом иностранные грузополучатели и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и иностранным судовладельцам, что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и значительному снижению налоговых поступлений.
Дальнейшее развитие ситуации может привести в конечном счете к прекращению деятельности судоходных компаний, их банкротствуи утрате РФ контролируемого ею торгового флота.
В более ранней версии Минтранса ограничения распространялись на грузы, перевозка которых морским или внутренним водным транспортом относится к деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: в числе прочего они включали нефть, уголь, руду, удобрения, СУГ и СПГ.
Но на это были получены возражения, в тч от РСПП, касающиеся доли иностранного флота в перевозках руды на дальние расстояния (100%), удобрений (95–97%), угля (97–98%).
Источник Ъ среди трейдеров опасается остановки 90–95% экспорта российских грузов — прежде всего навалочных, при распространении ограничений на них.
Если бы российского флота было достаточно, что не так, говорит он, любое получение разрешения все равно замедляет процесс.
По его словам, совершенно непонятно, как получить информацию про российского бенефициара.
За кипрским, бермудским или панамским судовладельцем может стоять российский бенефициар, однако зачастую это скрыто, и все равно придется получать разрешение.
Кроме того, проект документа создает дискриминацию российских экспортеров, так как, например, торговому дому, зарегистрированному на Кипре, разрешение не понадобится.
Наиболее очевидным следствием станет то, что груз будет продаваться с завода китайской или индийской компании, и она сама будет заказывать морскую перевозку — не российскими судами и без разрешений.