Об этом и много другом сообщил президент РФ В. Путин на совещании по вопросам развития Арктики.
Тезисы президента:
Арктика и санкции
- в Арктике сконцентрированы практически все направления национальной безопасности РФ: экологическое, ресурсное, военно-политическое, технологическое;
- сейчас, с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой, необходимо уделять особое внимание: не откладывать их, а напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам;
- в результате действий недружественных стран:
- ряд транспортных цепочек нарушен,
- некоторые иностранные компании не в полной мере или вовсе не исполняют свои контрактные обязательства,
- в текущей ситуации это создает для нас определенные трудности,
- но у нас есть все ресурсы и все возможности, чтобы быстро найти альтернативные решения, а в долгосрочной перспективе еще и больше укрепить нашу независимость от внешних факторов;
- всем ответственным ведомствам, задействованным в Арктике, надо грамотно и быстро переналадить работу, чтобы бесперебойно обеспечивать жителей арктических территорий, вахтовиков, предприятия и социальные объекты региона продовольствием и медикаментами, топливом, стройматериалами, оборудованием.
Единый оператор северного завоза
- северный завоз должен пройти четко и организованно, по графику, без сбоев;
- это принципиально важно для того, чтобы гарантировать стабильность цен в арктических населенных пунктах;
- требуется оперативно подготовить перечень и график движения задействованных в завозе судов, обеспечить их приоритетный выход из портов, а также более активно использовать воздушный транспорт;
- предлагаю подумать над тем, чтобы:
- определить единого оператора в сфере морской доставки грузов северного завоза с использованием ледокольной проводки,
- в целом четко обозначить координатора северного завоза, которым может стать одно из ведомств - со всеми полномочиями, разумеется, и ответственностью.
Инвестиционные проекты
- многие проекты сегодня нуждаются в корректировке и дополнительной поддержке и гибких, нестандартных решениях по финансированию, применяемым технологиям, снабжению материалами, строительной техникой и комплектующими.
Отказ Запада от сотрудничества
- отказ ряда западных стран от нормального сотрудничества, в т.ч. от российских энергоресурсов - от части хотя бы из них:
- уже ударил по миллионам европейцев,
- спровоцировал настоящий энергетический кризис,
- отражается и на Соединенных Штатах;
- везде растут и цены, и инфляция зашкаливает просто - для этих стран она носит абсолютно беспрецедентный характер;
- безусловно, и мы сталкиваемся с проблемами, но для нас открываются альтернативные возможности, варианты и новые окна возможностей.
Российские энергоресурсы
- что касается российской нефти, газа, угля, мы сможем:
- увеличить их потребление на внутреннем рынке,
- стимулировать глубокую переработку сырья,
- нарастить поставки энергоресурсов в другие регионы мира - туда, где они действительно нужны;
- для решения этой задачи используем все имеющиеся возможности, включая развитие транспортных коридоров, в т.ч. речь идет о железнодорожном Северном широтном ходе.
Северный широтный ход (СШХ)
- активная стройка на объектах СШХ должна начаться уже в 2022 г;
- обращаю внимание Правительства, РЖД, Газпрома, других компаний, задействованных в проекте, это - прямое поручение;
- запуск этого проекта позволит в том числе разгрузить БАМ и Транссиб, и это принципиально важно с учетом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов.
Северный морской путь (СМП)
- идет создание:
- современной портовой и аварийно-спасательной инфраструктуры,
- спутниковых систем мониторинга, связи,
- реализация наших амбициозных планов по расширению ледокольного и грузового флота, строительству танкеров - газовозов арктического ледового класса.
Экология
- все программы в Арктике мы рассматриваем в тесной увязке:
- с задачами сохранения биоразнообразия и арктических экосистем,
- с долгосрочной работой по решению задач климатической повестки;
- проекты по ликвидации накопленного ущерба должны быть продолжены в полном объеме;
- это касается и научно-исследовательских программ, прежде всего направленных на обеспечение стабильного баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы.
Мониторинг вечной мерзлоты
- основой обеспечения такой стабильности в т.ч. является мониторинг вечной мерзлоты;
- ее таяние может одинаково негативно отразиться и на экосистемах, и на объектах инфраструктуры в Арктике и на прилегающих территориях;
- поручение о создании и финансировании системы такого мониторинга уже было дано.
НИОКР
- одной из конкретных площадок международного научного взаимодействия призвано стать ледостойкое судно «Северный полюс»;
- там, по-моему, 16 лабораторий намечено создать,
- работая в формате действующей дрейфующей лаборатории, оно обеспечит самый широкий комплекс исследований: от донных отложений и льда до верхних слоев атмосферы;
- это судно не имеет аналогов,
- мировое научное сообщество, безусловно, заинтересовано в том, чтобы оно появилось и начало работать;
- нужно без волокиты завершить все испытания, чтобы осенью 20922 г, как и планировали, оно отправилось в свою первую экспедицию;
- Россия открыта для совместной работы со всеми заинтересованными партнерами в рамках и текущих, и будущих программ и проектов в Арктике;
- рассматриваем Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества.
Доклад Ю. Трутнева
Об этом в ходе совещания доложил полпред президента в ДФО Ю. Трутнев.
Тезисы Ю. Трутнева:
- СМП:
- позволяет завозить необходимые материалы для строительства проектов,
- транспортирует сырье и готовую продукцию,
- по сути, сшивает российский север;
- стратегической задачей является создание на базе СМП нового глобального транспортного коридора;
- основной объем перевозки по СМП до 2024 г. должны обеспечить 4 компании - НОВАТЭК, Газпром нефть, Роснефть и Северная звезда;
- при выполнении этими компаниями планов объем перевозки по Севморпути до 2030 г. превысит 200 млн т/год;
- увеличение грузопотока потребует значительной работы по всей трассе СМП для надежной и безопасной транспортировки грузов;
- эта работа проводится:
- на российских верфях строятся 4 атомных ледокола, в т.ч. уникальный атомный ледокол Лидер;
- до 2030 г. необходимо построить еще 6 ледоколов, 4 из них планируется построить за внебюджетные средства;
- с 2025 г. Росатом запустит регулярную транзитную линию, что позволит увеличить объем международного транзита к 2030 г. до 30 млн т/год.
- ведется строительство 4х терминалов в акватории СМП с общим объемом инвестиций более 300 млрд руб. до 2030 г.
Ранее федеральным проектом «Развитие Северного морского пути» предусматривалось создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока:
- до 80 млн т/год в 2024 г.,
- 110 млн т/год - к 2030 г.,
- увеличение суммарной мощности морских портов до 110 млн т/год - в 2024 г, и 115 млн т/год к 2030 г.
- общий прирост ВВП от арктических проектов до 2035 г. составит более 30 трлн руб., прирост налоговых поступлений - 13 трлн;
- на каждый бюджетный рубль компании инвестируют 15 руб. собственных средств;
- бюджетные инвестиции окупаются за 4 года.
- в рамках проекта Арктик СПГ 2 создается уникальный центр крупнотоннажных морских сооружений;
- освоение Сырадасайского месторождения коксующихся углей обеспечит транспортировку по СМП до 7 млн т/год угля к 2026 г.
- в связи с санкциями необходимо рассмотреть предложения о субсидировании процентных ставок по арктическим проектам;
- необходимый объем финансирования в 2022 г. 5,9 млрд руб.
Доклад Минприроды
Минприроды РФ предложило снизить рентный коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для стратегического сырья с 3,5 до 1 при расчете разовых платежей за право пользования недрами, которые недропользователи выплачивают по итогам аукционов.Об этом на совещании сообщил глава министерства А. Козлов.
Тезисы министра:
- мы разработали и согласовали с Минфином новую методику единовременных платежей, прежде всего, для разработки месторождений стратегического сырья;
- коэффициент ренты к ставке НДПИ сейчас 3,5, предлагаем сделать его 1;
- облегчение налоговой нагрузки на разовые платежи за пользование недрами коснется арктических месторождений лития, молибдена, бериллия, тантала, ниобия и редкоземельных металлов;
- снижение коэффициента рента к НДПИ может привлечь недропользователей для покупки участков недр;
- например, в Мурманской области есть месторождение лития:
- при нынешней методике первоначальный взнос на аукционе составляет 13 млрд руб.,
- но если коэффициент понизить, то выплата упадет до 900 млн руб. И, конечно, инвестиционная привлекательность добычи кратно вырастет.
Глава Минприроды также отметил, что в 2021 г. государство и бизнес вложили в геологоразведку (ГРР) углеводородов в Арктике 163 млрд руб., а расходы на ГРР твердых полезных ископаемых в этом регионе составили почти 12 млрд руб.
Кроме того, для укрепления позиций России на архипелаге Шпицберген правительство выделило средства на геолого-поисковые работы, составление новейших геологических карт, разработку перспективных месторождений в Арктике, а также на техническое перевооружение государственного сектора геологоразведки.
При этом министр не уточнил, какая сумма была выделена.
8 участков недр по газу и нефти в Обской губе и в Енисейском заливе подготовлены для лицензирования на геологическое изучение для формирования дополнительного грузового потока по СМП после 2030 г.
Тезисы А. Козлова:
- в настоящее время в арктической зоне РФ сосредоточено 76% от всех запасов природного газа страны;
- почти весь этот объем отлицензирован и вовлечен в разведку и разработку на разных стадиях;
- практически все арктические запасы нефти тоже находятся в распределенном фонде;
- оставшийся нераспределенный фонд газа и нефти находится преимущественно в зонах ООПТ;
- учитывая важность развития Севморпути, не останавливается работа по дальнейшему лицензированию.
Решения президента
- Утвердить сводный план развития СМП до 2035 г., чтобы обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов по этой важнейшей транспортной магистрали.
- Разработать специальный федеральный закон о северном завозе. Закон должен отразить все аспекты, начиная от определения перечня грузов завоза и обеспечения их транспортировки до планирования реализации и контроля за исполнением всех этих мероприятий.
- Следует четко зафиксировать сроки и объемы поставок судов ледокольного флота, грузовых судов арктического класса, а также комплектующего оборудования, которое необходимо для их строительства. С учетом этого – предусмотреть меры по модернизации и расширению производственных мощностей наших судостроительных предприятий.
- Активно задействовать механизмы государственной поддержки, в т.ч. в рамках так называемой Фабрики проектного финансирования, а также рассмотреть вопрос распространения льгот, которыми пользуются резиденты Арктической зоны России, на проекты уже действующих здесь компаний, тем самым дав им возможность наращивать свои мощности, расширять производство.
- Правительству и министру обороны взять этот вопрос на контроль, в т.ч. в срок до 2024 г. обеспечить комплексную модернизацию инфраструктуры, энергетических, жилых и социальных объектов в ЗАТО Мурманской области – основном районе базирования Северного флота, продолжить эту работу и во всех других арктических регионах.