Об этом 12 апреля 2022 г. сообщило издание Wolfsburger Nachrichten, входящее в медиагруппу Funke, со ссылкой на проект поправок.
Поправки в закон об энергетической безопасности предусматривают, что в случае острого кризиса власти получат право передать под временное управление и в крайнем случае национализировать энергетические компании.
Минэкономики ФРГ в экстренной ситуации сможет передать компанию - оператора критической энергетической инфраструктуры под внешнее управление, если существует конкретная опасность того, что предприятие не сможет выполнять обязательства, необходимые для функционирования государства в секторе энергетики, и будет грозить ущерб безопасности энергоснабжения.
Попечительское управление будет вводиться на 6 месяцев с возможностью продления.
В случаях, когда доверительное управление или другое более мягкое средство, например, альтернативное приобретение, покажутся недостаточными, допускается возможность национализации.
Минэкономики ФРГ также планирует создать на случай прекращения поставок газа из России цифровую платформу, на которой должны будут регистрироваться крупные промышленные компании и фирмы, торгующие газом.
На основе предоставленных ими сведений власти смогут решать, в каких случаях экономия газа будет наиболее оправдана или какие предприятия отключать в первую очередь в случае нехватки энергоресурсов.
Кроме того, поправки предусматривают, что в ситуации энергетического кризиса будет сложнее расторгать соглашения с потребителями.
Подготовка законопроекта проходит на фоне ситуации с Gazprom Germania, которую Минэкономики ФРГ ранее передало под попечительское управление подведомственному Федеральному сетевому агентству (BNetzA).
Не исключено, что аналогичный сценарий будет применен к другим российским инфраструктурным энергетическим активам в Германии.
В конце марта 2022 г. Handelsblatt сообщила, что Минэкономики ФРГ прорабатывает сценарий, при котором могут быть национализированы дочерние компании Газпрома и Роснефти - Gazprom Germania и Rosneft Deutschland.
Газпром предпринял попытку выйти из актива, но Минэкономики ФРГ ее пресекло, передав актив BNetzA на период до 30 сентября 2022 г., т.е. на заложенные в новый законопроект 6 месяцев.
Национализации по жесткому сценарию и дальнейшей продажи актива Германия стремится избежать, ограничившись пока назначением генерального управляющего в компанию, тогда как Газпром своих представителей из Gazprom Germania и ее многочисленных дочек отзывает.
Президент РФ В. Путин, комментируя возможную национализацию некоторых российских активов, предупредил, что это обоюдоострое оружие.
Предупреждение резонное, поскольку когда принималось решение по допуску немецких компаний к добычным активам в России, предполагался симметричный шаг в отношение доступа Газпрома на розничный рынок Германии.
После утраты Газпромом контроля над своим немецким предприятием, эти договоренности фактически аннулированы немецкой стороной.
Однако это предупреждение Минэкономики ФРГ намерено проигнорировать, закрепив схему, реализованную в отношении Gazprom Germania, в виде закона.
Следующей целью, вероятно, может стать именно Rosneft Deutschland.
Отметим, что в России также готовится законодательная база для введения внешнего управления в значимых компаниях, иностранные акционеры которых приняли решение об уходе с российского рынка.
Над инициативой изначально работало Минэкономразвития РФ, обнародованная в начале марта редакция законопроекта предусматривала введение внешнего управления в крупных компаниях с иностранным участием с обязательной дальнейшей продажей активов.
Предполагалось, что такая перспектива коснется компаний, которые более чем на 25% принадлежат иностранным лицам из недружественных стран, если они после 24 февраля 2022 г. заявили о прекращении деятельности в отсутствие для этого очевидных экономических оснований.
Однако сейчас прорабатывается гораздо более мягкий вариант.
По данным Ъ, Единая Россия доработала и готовится внести в Госдуму законопроект, не предусматривающий обязательной реализации актива и допускающий возможность бывшим собственникам вернуть себе контроль над ним.
Проект предусматривает 2 варианта работы внешней администрации:
- внешней администрации передается в доверительное управление пакет акций иностранных акционеров на 18 месяцев с возможностью продления на тот же срок,
- внешняя администрация исполняет в те же сроки обязанности гендиректора компании.
Также собственники более 50% акций могут в любой момент обратиться в межведомственную комиссию при Минэкономразвития с заявлением о возобновлении деятельности, а также о продаже акций компании.
Из 2го варианта внешнего управления возможен переход к ликвидации компании или к ее банкротству.
По сравнению с немецкой моделью у российской инициативы есть ряд важных нюансов.
В России речь идет о фактически «брошенных» активах, тогда как власти ФРГ намерены действовать на свое усмотрение.
Кроме того, в России внешнее управление будет вводиться по решению суда, а в Германии - актом Минэкономики.