USD 59.7751

-0.29

EUR 59.8368

-1.1

BRENT 94.11

-0.41

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

4 мин
...

Совет ЕС подтвердил планы по отказу от российских энергоносителей. Включая усиление госрегулирования и совместные закупки газа

Либеральная модель рынка в условиях энергетического кризиса работает плохо

Совет ЕС подтвердил планы по отказу от российских энергоносителей. Включая усиление госрегулирования и совместные закупки газа

Москва, 26 мар - ИА Neftegaz.RU. ЕС подтвердил планы по отказу от российских энергоносителей и подготовит план совместных закупок газа.
Соответствующие решения зафиксированы в заключении по итогам заседания Совета ЕС 24-25 марта 2022 г., опубликованном на сайте совета.

В документе зафиксировано решение ЕС как можно скорее стать независимым от импорта российского газа, нефти и угля, как это предусмотрено в Версальской декларации, принятой 11 марта 2022 г.
Пути достижения этой цели ЕК разработает в сотрудничестве с правительствами стран ЕС, с учетом национальных условий и энергобаланса конкретных стран.
Представить подготовленный план ЕК должна к концу мая 2022 г.

Для снижения негативного влияния высоких цен на энергоносители на экономику и рядовых граждан стран ЕС предлагаются следующие меры:
  • странам ЕС и ЕК предлагается использовать временную кризисную систему госпомощи и принять налоговые или регулирующие меры в отношении сверхприбыли компаний, которая может стать источником национального финансирования,
  • Евросовет и ЕК должны срочно обсудить с заинтересованными сторонами пути снижения цен на газ и устранения их негативного воздействия на рынки электроэнергии с учетом национальных условий за счет:
    • прямой поддержки потребителей посредством ваучеров,
    • налоговых скидок и корректировки налогообложения в части акцизов и НДС,
    • реализации модели агрегатора / единого покупателя,
    • госпомощи,
    • установления предельных цен,
    • другие меры регулирования, такие как контракты на разницу.
  • ЕК должна представить предложения, которые решат проблему высоких цен на электроэнергию без ущерба для целостности единого рынка ЕС и непропорциональных бюджетных расходов, но с сохранением безопасности поставок и стимулов для перехода к зеленым технологиям.
Совет ЕС и ЕК четко понимают, что эти предложения противоречат либеральной модели рынка, ключевыми элементами которой являются минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, свободной конкуренцией, противодействием картельным сговорами и т.п.
Поэтому делается масса оговорок о том, что меры временные, принимаются они в чрезвычайных условиях и не влияют на условия торговли в степени, противоречащей общим интересам ЕС.
ЕК готова в срочном порядке оценить совместимость чрезвычайных временных мер в энергетике и регламента ЕС 2019/943 о внутреннем рынке электроэнергии, предусматривающего в т.ч. свободу ценообразования.

Совет ЕС рассмотрит предложения ЕК по политике в области хранения газа с учетом интересов ЕС по доступности емкости подземных хранилищ газа (ПХГ).
Ранее ЕК обещала к апрелю 2022 г. представить предложения, согласно которым, все ПХГ в ЕС должны заполняться как минимум на 90% к 1 октября каждого года.
Данное предложение будет включать мониторинг и контроль за уровнем заполнения, а также соглашения о взаимной поддержке между странами ЕС.
Заполнение ПХГ должно начаться как можно скорее при полном учете готовности в каждой конкретной стране.
В преддверии следующей зимы страны ЕС и ЕК в срочном порядке необходимо:
  • создать необходимые механизмы взаимной поддержки и компенсаций,
  • совместно работать над добровольной совместной закупкой газа, сжиженного природного газа (СПГ) и водорода, оптимально используя коллективный политический и рыночный вес ЕС и его государств-членов для снижения цен на переговорах, при этом платформа общих закупок будет открыта для стран Западных Балкан и 3 ассоциированных восточных партнеров (Украины, Молдовы, Грузии),
  • повысить связность газовых и электрических сетей по всему ЕС, включая полную синхронизацию электросетей,
  • работать по обеспечению безопасности поставок для всех стран ЕС.

Отмечается также необходимость координировать свои действия с международными партнерами в целях обеспечения адекватных поставок и смягчения последствий повышения цен на энергоносители.
Такой шаг ЕС уже сделал, подписав необязывающее совместное заявление с США, в котором отражена готовность США содействовать поставкам в ЕС не менее 15 млрд м3 газа в виде СПГ в 2022 г. с перспективой роста до 50 млрд м3/год к 2030 г.
ЕС в качестве ответного шага готов пойти на полный пересмотр своих регуляторных принципов.
В т.ч. ЕК для поставок СПГ готова будет разрешить подписание долгосрочных контрактов, которые ранее вообще планировала запретить.
Более того, при определении цены газа по этим контрактам ЕК готова учитывать цену не только европейских хабов, но и американского хаба Henry Hub, ставя себя в прямую зависимость от внутреннего газового рынка другой страны.

В заключении по итогам заседания Совета ЕС сделаны 2 следующих шага.
Во-первых, Совет ЕС фактически одобрил картельный сговор между потребителями газа для усиления переговорной позиции по поставкам газа, в т.ч. по цене.
При этом совместные действия поставщиков или даже одного крупного поставщика ЕС крайне пугают, именно для этого в 2009 г. был принят 3й энергопакет, разделяющий деятельность по производству энергии (электроэнергии, газа) и ее транспортировке.
Как противовес ОПЕК в свое время было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), взявшее на себя роль анти-ОПЕК, что очень заметно в последнее время.
Сейчас ЕС стремится создать анти-ФСЭГ (Форум стран-экспортеров газа), хотя ФСЭГ никогда не позиционировал себя как «газовый ОПЕК», подчеркивая невозможность создания организации для регулирования уровня мировых цен на газ ввиду фрагментированности рынка газа и его физический свойств.
Однако ЕС хочет действовать на опережение, все более активно продвигая создание коллективного потребителя газа чтобы влиять на цены.

Во-вторых, в ряде пунктов заключения содержатся положения по ограничению роста цен на энергоносители, правда достаточно мягкие.
В ходе Саммита ЕС, прошедшего 24-25 марта 2022 г. в г. Брюссель, одной из наиболее острых тем дискуссии было установление предельных цен на энергию.
Против такой меры активно выступает Норвегия (не входит в ЕС, но является членом Европейской экономической зоны, поставляет в ЕС порядка 100 млрд м3/год газа, являясь вторым по объему поставщиком после Газпрома с его более чем 150 млрд м3/год газа).
По заявлению премьер-министра Норвегии М. Драги по итогам саммита, доходы правительства Норвегии в последние месяцы составляли 150 млрд долл. США при населении в 5 млн человек, что демонстрирует особое положение Норвегии и объясняет ее сопротивление установлению потолка цен.
М. Драги также оговорился о том, что ЕС всегда рассуждает о пороге цен, который бы применялся к российскому поставщику, но на самом деле поставщиками северного газа является по большей части Норвегия.

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»