Об этом сообщила пресс-служба кабмина 12 марта 2022 г.
В мероприятии приняли участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций М. Шадаев, представители Минпромторга, Минобрнауки, Минфина России, а также руководители 200 компаний – разработчиков и производителей радиоэлектроники, институтов и научных центров, потенциальные заказчики, общественники и эксперты.
Тезисы Ю. Борисова:
- Россия давно привыкла жить под санкциями;
- импортозамещение в гражданской электронной промышленности началось не вчера;
- совместные усилия бизнеса и власти, направленные на ускорение этого процесса, уверен, дадут усиленный эффект;
- мы понимаем, куда двигаться и что делать.
- важнейшая задача для нас – развитие своих продуктов и ускоренное импортозамещение того, что ввозили извне;
- правительство в рекордно короткие сроки подготовило план первоочередных мер по поддержке российской экономики, в т.ч. на основе инициатив профильных компаний;
- поддержка сектора микроэлектроники должна осуществляться через список системообразующих предприятий;
- по поручению правительства Минпромторг и Минцифры расширят критерии попадания в этот список, чтобы компании из отрасли электроники могли войти в него и получить необходимые льготы;
- в текущей ситуации также необходимо через банковскую систему поддерживать предприятия реального сектора электронной промышленности;
- во всех отраслях экономики сейчас вводятся льготные кредиты и субсидирование процентной ставки, рассматривается возможность льготного кредитования через региональные бюджеты.
- сейчас у нас в проработке 50 проектов от 19 рабочих групп по различным направлениям;
- от стратегического подхода мы перешли к фактическим задачам, которые позволят сосредоточиться на формировании технологического суверенитета и национальной безопасности нашей страны;
- призываю всех мобилизовать имеющийся ресурс, чтобы пережить режим турбулентности.
- главное сейчас – ускоренно формировать наши стратегические планы, продолжать актуализировать их, четко оценивая, какая будет инфраструктура в ближайшем будущем.
История вопроса
Ситуация в этом секторе экономики для России сейчас одна из самых непростых.Серьезные проблемы возникли после отказа в связи с ситуацией на Украине крупнейшего в мире производителя полупроводников TSMC от сотрудничества с Россией.
Прекращение поставок тайваньских микросхем означает, что российским компаниям будет сложно осуществить запланированную программу импортозамещения в области IT, поскольку производство чипов российской разработки осуществлялось именно там.
Процессоры «Байкал» и «Эльбрус» были призваны стать альтернативой Intel и AMD, однако теперь их будущее под вопросом.
Санкции коснулись в т.ч. и сферы полупроводников, от которой зависит развитие интернета вещей, телекоммуникационных сетей, производство смартфонов, а также обеспечение растущих потребностей в вычислительных мощностях.
По российской индустрии эти ограничения ударят довольно сильно, в то время как для Intel, AMD и TSMC последствия будут незначительными, говорят аналитики, так как доля России в мировом объеме продаж микрочипов - 0,1%.
Примечательно, что в самом Тайване решение компании о введении санкций раскритиковала оппозиционная партия Гоминьдан.
Тезисы представительницы партии Л. Гуйминь:
- Тайвань обладает ограниченными природными ресурсами, а Россия поставляет на остров природный газ;
- понимают ли ситуацию чиновники? У вас есть деньги, чтобы играть в такие игры?.
Однако из-за технических ограничений и сложности процесса российские компании Байкал, МЦСТ, Yadro и STC Module лишь проектировали чипы, а задачу по выпуску передали TSMC.
В мае 2021 г. гендиректор Байкал электроникс А. Евдокимов говорил, что запрет импорта передовых моделей полупроводников не будет иметь критических последствий для России, т.к. для основных потребностей государства отечественных процессоров хватит.
Правда, тогда вообще не шла речь о вероятном прекращении сотрудничества с TSMC, а о появлении собственного производства микрочипов у российских компаний пока никто не сообщал.
Для любознательных напомним, что TSMC занимает более 50% рынка полупроводников, а ее стоимость оценивается в 550 млрд долл. США.
Техногигант поставляет продукцию Apple, Intel, Qualcomm, AMD и Nvidia и производит до 92% высокотехнологичных чипов.
Сейчас компания осваивает производство чипов по технологическому процессу в 3 нм и готовится к работе над 2 нм полупроводниками (от уменьшения размера полупроводника увеличивается скорость и энергоемкость выполнения вычислений, что наиболее важно для компьютеров и смартфонов), в то время как в России компания Микрон достигла технологического уровня лишь в 65 нм.
В условиях санкций Россия может пока покупать чипы у Китая, однако, учитывая глобальный дефицит микроэлектроники, КНР сможет в ближайшее время поставить в Россию только микросхемы относительно низкого класса, так на передовые продукты очередь от 20 до 52 недель.
Именно поэтому приостановка сотрудничества с тайваньским производителем замедлит развитие отечественной индустрии.
Причем если Россия и захочет в условиях санкций заняться изготовлением передовых микрочипов на своей территории, этот процесс, вероятно, займет десятилетия...
Печально еще и то, что Китай вряд ли может помочь России восполнить образующийся технологический пробел.
Его собственных технологических заделов недостаточно, чтобы обеспечить России адекватную альтернативу полупроводникам TSMC.
В лучшем случае Китай может поспособствовать с производством микроэлектроники, поскольку российская радиоэлектронная промышленность находится в упадке.