Законопроект №80921-8 зарегистрирован в базе данных Госдумы, комитет по бюджету и налогам рекомендовал его для принятия Госдумой.
1е чтение прошло 4 марта 2022 г., законопроект был одобрен.
Законопроект направлен на эффективное управление структурой госдолга и обеспечение финансовой стабильности в 2022 г.
Предлагаемые корректировки позволят быстро и гибко реагировать на изменения ситуации в экономике.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в целях нивелирования негативных последствий принимаемых ограничительных мер и обеспечения сбалансированности федерального бюджета в условиях высокой волатильности рынков капитала предусмотрена возможность использования в 2022 г. дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета на ряд текущих расходов:
- для замещения государственных заимствований,
- исполнения публичных нормативных обязательств РФ,
- погашения госдолга РФ,
- финансового обеспечения иных приоритетных мероприятий по решению правительства РФ.
Также предлагается механизм оперативного использования дополнительных ненефтегазовых доходов федерального бюджета для финансирования мероприятий по предотвращению влияния геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие российской экономики и финансовый сектор.
Законопроект предлагает установить, что общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен в пределах суммы дополнительных ненефтегазовых доходов в 2022 г. с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда правительства РФ.
2 марта 2022 г. Минфин РФ сообщил, что приостанавливает на 2022 г. бюджетное правило, связанное с использованием дополнительных нефтегазовых доходов.
Бюджетное правило заключается в том, что нефтегазовые доходы не полностью направляются в бюджет РФ на текущие расходы.
В бюджет идет строго рассчитанная величина, основанная на базовой цене на нефть сорта Urals, а дополнительные нефтегазовые доходы (сверхдоходы) направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ) через покупку валюты на внутреннем рынке.
При снижении цены ниже зафиксированного в бюджете уровня должны проводится продажи.
Базовая цена на нефть сорта Urals в бюджете на 2022 г. установлена на уровне 44,2 долл. США/барр., а дополнительные нефтегазовые доходы были запланированы в размере 3,3977 трлн руб.
В условиях санкций Запада против России такой механизм утратил свою работоспособность.
Банк России временно приостановил проведение операций с валютой в рамках бюджетного правила с 24 января 2022 г.