Таким образом, ведомство планирует бороться с наличием контрафактных моторных масел.
Предполагаемое внедрение маркировки стандартизирует процедуру и позволить снизить число контрафактов.
Сейчас реализация моторных масел не регулируется никакими нормами.
Производители должны опираться на требования Закона о защите прав потребителей.
Т.е. продавцы обязаны предоставить необходимую и достоверную информацию о происхождении, характеристиках и качестве товара, основываясь на которой покупатель сможет сделать выбор.
Продукция, ввозимая в РФ из других стран проходит процедуру маркировки ЕАЭС, которая подтверждает соответствие товара ГОСТу 1510-84.
Также иностранные производители должны предоставить паспорт качества каждой поставляемой партии и паспорт безопасности.
На продуктах, которые могут навредить здоровью потребителей или окружающей среде, должны присутствовать предупредительные надписи.
Использование таких средств идентификации позволяет отследить движение продукта от производителя до конечного потребителя.
Каждый код уникален, используется только один раз и «погашается» после покупки, говорит эксперт.
В 2022 г. использование средств DataMatrix может стать обязательным для автомобильных масел, считает Е. Курбатова.
При этом, введение маркировки – это отдельный процесс, требующий модернизации производства.
Все основные этапы маркировки производятся не с самой продукцией, а в программе Честный Знак, сообщает эксперт.
Это требует от производителей дополнительных трат на переоборудование производственных линий, утверждает провайдер ЭДО в ритейле и логистике Н. Лещинец:
- закупка нового оборудования: принтеры, аппликаторы, высокоскоростное машинное зрение, сканер, считывающий двухмерные коды,
- обучение персонала работе в программе,
- создание протоколов действий для сотрудников при нанесении кодов,
- выделение помещения для произведения этой операции непосредственно перед отгрузкой.
На российском рынке только около 50 компаний производят моторное масло, это, как правило, это очень технологичные предприятия.
Среди ведущих производителей на рынке ЛУКОЙЛ, Газпром нефть, Роснефть.
Оснастив производство необходимым оборудованием, они смогут продолжить работу в обычном режиме, говорит эксперт.
С введением маркировки у покупателей появится возможность самостоятельно проверять оригинальность продукта.
Однако, вероятнее всего, расходы, связанные с введением обязательной маркировки лягут на пользователей продукции, и стоимость моторного масла вырастет, считает Н. Лещинец.
При этом, государство может запустить программу господдержки и выдать производителям субсидии.
Тогда предприятия смогут дольше удерживать стоимость продукции на привычном уровне или повышать ее постепенно.
Впрочем не все эксперты так думают.
Некоторые участники рынка полагают, что затраты на маркировку составят незначительную часть производства.
Зато снижение количества контрафактов позволит производителям оригинальных масел захватить новые доли рынка.