Предлагаемые меры должны помочь ЕС должен обезуглеродить потребляемую им энергию, чтобы сократить выбросы парниковых газов по крайней мере на 55% к 2030 г. и стать климатически нейтральным к 2050 г.
Соответствующий документ опубликован на сайте ЕК 15 декабря 2021 г.
Предложения ЕК в текущем формате не имеют законодательного статуса, роль ЕК в этом процессе заключается в обеспечении соблюдения правил ЕС и в распространении опыта.
В дальнейшем все эти предложения должны быть утверждены странами ЕС.
3й энергопакет везде
Предложения ЕК направлены на создание условий для перехода от ископаемого природного газа к возобновляемым газам и газам с низким углеродным следом, в частности, к биометану и водороду.На достижение этой цели направлены разработанные ЕК общие правилах для внутренних рынков возобновляемых и природных газов, а также водорода.
Одной из основных целей документа является создание рынка водорода, в первую очередь, обеспечение условий для инвестиций в развитие необходимой инфраструктуры, в т.ч. для торговли с третьими странами.
Правила рынка будут применяться в 2 этапа, до и после 2030 г., и, в частности, будут включать:
- равный доступ к водородной инфраструктуре,
- разделение деятельности по производству и транспортировке водорода,
- установление тарифов.
Для содействия развитию инфраструктуры для производства и транспортировки водорода, трансграничной координации, строительства сетевых соединений между странами, а также разработки конкретных технических правил планируется создание Европейской сети сетевых операторов водорода (European Network of Network Operators for Hydrogen, ENNOH).
При этом ЕК стремится к более-менее сбалансированному развитию рынка возобновляемых и низкоуглеродных газов, вероятно, учитывая текущую ситуацию на энергетическом рынке ЕС с высокими ценами на природный газ в условиях его низких запасов и снижения выработки энергии из возобновляемых источников (ВИЭ).
Во избежание перекосов ЕК вводит ряд требований к развитию инфраструктуры возобновляемых и низкоуглеродных газов:
- планы развития национальных сетей должны основываться на совместном сценарии для электроэнергии, газа и водорода,
- этот сценарий должен быть согласован с национальными планами в области энергетики и климата, а также с 10-летним планом развития сети в масштабах ЕС,
- операторы газовых сетей должны представить информацию об инфраструктуре, которая может быть выведена из эксплуатации или перепрофилирована под водород,
- отдельные отчеты должны быть представлены по развитию водородной сети, чтобы гарантировать, что их строительство основано на реалистичном прогнозе спроса.
Ископаемый газ
Ископаемый природный газ, по новым правилам, должен будет освободить место для более чистых видов газа на европейском рынке.Так, для возобновляемых и низкоуглеродных газов будет облегчен доступ к существующей газовой сети за счет отмены тарифов на трансграничные соединения и снижения тарифов в точках закачки.
Также ЕС вводит систему сертификации низкоуглеродных газов, что обеспечит равные условия для оценки полного воздействия различных газов на выбросы парниковых газов и позволит странам ЕС эффективно сравнивать и учитывать их в своем энергетическом балансе.
Чтобы дать новым чистым видам газа больше места на рынке, ЕК считает правильным отказ от продления долгосрочных контрактов на невозобновляемый ископаемый природный газ после 2049 г.
Одновременно ЕК озвучивает предложения, которые должны обезопасить потребителей от резких скачков цен в периоды нестабильности мировых рынков.
В частности, права и возможности потребителей должны быть расширены по аналогии с положениями, применяемыми на рынке электроэнергии, обеспечивающими возможность легкого переключения между поставщиками и выбора возобновляемых и низкоуглеродных газов вместо ископаемого топлива.
Для повышения устойчивости газовой системы и усиления безопасности поставок ЕК намерена реализовать стратегический подход к хранению газа, а также открыть возможность странам ЕС осуществлять добровольные совместные закупки газа для формирования стратегических резервов.
В частности, ЕК предлагает странам ЕС оценивать состояние хранилищ газа и в случае возникновения рисков для безопасности снабжения принимать меры.
В качестве одного из таких рисков ЕК называет принадлежность хранилища организациям из третьих стран, а в качестве контрмер - минимальные обязательства по хранению, торги или аукционы.
Выбросы метана
Параллельно с ЕК намерена реализовать жесткую политику по сокращению выбросов метана в энергетическом секторе.Так, ЕК предлагает строгие правила для обнаружения и устранения утечек метана, запрет на его сжигание (за исключением узко определенных обстоятельств).
Предприятия нефтяной, газовой и угольной промышленности должны будут отслеживать свои выбросы метана и раскрытия данные по ним.
Новые правила предлагают инструменты глобального мониторинга, обеспечивающие прозрачность данных о выбросах метана при импорте нефти, газа и угля в ЕС, что позволит ЕК рассмотреть дальнейшие действия в будущем.
Предполагается, что это создаст новую правовую основу ЕС для обеспечения высокого стандарта измерения, отчетности и проверки (MRV) выбросов метана.
В отношении выбросов метана в результате импорта энергоносителей ЕК предлагает 2-этапный подход.
- Во-первых, импортеры ископаемого топлива должны будут представлять информацию о том, как их поставщики проводят измерения, отчетность и проверку своих выбросов и как они снижают эти выбросы. ЕК создаст инструменты прозрачности, которые покажут эффективность борьбы с выбросами метана. Речь идет о 2 независимых инструментах:
- базе данных прозрачности, в которой данные, представленные импортерами и поставщиками ЕС, будут доступны общественности,
- инструмент глобального мониторинга, чтобы показать локализовать места выбросов метана внутри и за пределами ЕС, используя средства мониторинга окружающей среды с помощью спутников.
- В качестве 2го шага для эффективной борьбы с выбросами импортируемого ископаемого топлива по цепочке поставок в Европу ЕК вступит в дипломатический диалог с партнерами ЕС и рассмотрит регулирование метана к 2025 г. с целью введения более строгих мер по импорту ископаемого топлива, как только будут доступны все данные.
Против Газпрома
Основной негатив для для Газпрома несут 3 инициативы ЕК.- запрет на продление долгосрочных контрактов на поставку природного газа в ЕС после 2049 г., о чем ранее уже сообщалось.
- краткосрочные контракты на закупку ископаемого газа ЕК запрещать не предлагает, что указывает на направленность этого шага в первую очередь против Газпрома.
- Газпром стремится к заключению именно долгосрочных контрактов с потребителями, что позовляет спокойно и стабильно планировать инвестиции будущих периодов в развитие инфраструктуры для осуществления будущих поставок.
- ЕС настаивает на том, что долгосрочные контракты - инструмент ограничения.
- в 2021 г. Европа столкнулась с тем, что:
- спрос на газ существенно превысил предложение, сжиженный природный газ (СПГ) ушел на более премиальные рынки, которыми оказались Азия и Латинская Америка,
- ВИЭ, в первую очередь ветряные электростанции, снизили выработку в условиях слабого ветра летом 2021 г., причем сейчас их выработка вновь падает, а цены на газ - растут,
- Газпром выполняет контрактные обязательства в полном объеме, но от значительного увеличения объемов поставок воздерживается, не проводя аукционы на своей электронной торговой площадке.
- ЕК воздействовать на Газпром не может, только упрекает в том, что он не выводит на рынок дополнительные объемы, но дело этим и ограничивается, поскольку действия компании не нарушают никакие нормы ЕС.
- Газпром увеличивает поставки газа в адрес своих клиентов при наличии запроса на дополнительные объемы газы.
Замминистра энергетики РФ П. Сорокин предложил дождаться окончания дискуссии в ЕС по этому вопросу, поскольку по результатам обсуждения позиция ЕС может стать более взвешенной.
Мнение европейцев с течением времени может поменяться, исходя из последствий таких новшеств.
Пример необдуманных действий ЕС - движение желтых жилетов во Франции, которое было спровоцировано введением экологического налога на несколько центов на бензин.
П. Сорокин призвал к большему прагматизму в вопросах перехода к климатической нейтральности.
- 2й неприятный для Газпрома момент - причисление ЕК к факторам риска для газового рынка принадлежность ПХГ организациям из 3х стран.
- пользователей ПХГ могут принудить хранить обязательный минимальный объем газа в ПХГ,
- странам в зоне риска дефицита газа позволят проводить аукционы, стимулирующие бронирование мощностей ПХГ,
- операторов ГТС могут принудить покупать и управлять стратегическими запасами газа.
- Газпром в ЕС имеет доступ к мощностям 7 подземных хранилищ газа (ПХГ) - Йемгум, Катарина, Реден и Этцель в Германии, Хайдах в Австрии, Дамборжице в Чехии и Бергермеер в Нидерландах, поэтому его это коснется напрямую.
- Газпром сейчас самостоятельно работает с активной емкостью этих ПХГ,
- ЕК не нравится ситуация, когда газ в ПХГ направляется под поставки в адрес конкретных клиентов, а не используется как биржевой инструмент.
- Газпром могут принудить соблюдать обязательства по минимальным объемам хранения, а также по обязательному проведению торгов или аукционов.
- Еще 1 пункт в предложениях ЕК имеет не столь прямую связь с деятельностью Газпрома, а затрагивают всех поставщиков энергоносителей.
- ЕК планирует регулировать поставки водорода по нормам 3го энергопакета ЕС.
- Так что требования по разделению деятельности по производству и транспортировке МГП Северный поток и Северный поток-2 остаются даже в случае переориентирования их на транспортировку метано-водородной смеси.
- Газпрому этот вариант транспортировки водорода не нравится по причинам низкой экономической эффективности, целесообразнее было бы производить водород из природного газа вблизи от потребителей.
Получается, Европа делает все, чтобы Газпрому не был интересен ее газовый рынок.