Об этом 15 ноября 2021 г. заявил глава Нафтогаза Ю. Витренко, а позднее подтвердило Федеральное сетевое агентство ФРГ (Bundesnetzagentur, BNetzA).
Ю. Витренко в своем заявлении, размещенном в Facebook, отметил:
- Нафтогаз готов предоставить свои аргументы, почему Nord Stream 2 AG не может быть сертифицирован без его полного соответствия европейскому энергетическому законодательству;
- Нафтогаз хочет услышать аргументы Nord Stream 2 в адрес BNetzA, что означает большую прозрачность процесса;
- Нафтогаз политически мотивированно считает:
- доминирующее положение Газпрома при запуске МГП Северный поток-2 противоречит требованиям европейского законодательства,
- несет угрозу для конкуренции на газовых рынках Словакии, Венгрии, Чехии, Австрии и др. европейских стран;
- Европейское законодательство требует, чтобы:
- оператор МГП Северный поток-2 был полностью отделен и независим от Газпрома,
- третьи стороны имели доступ ко всему газопроводу, на всей его протяженности от начальной точки в России и до конечной точки в Германии, а не только на последних его километрах;
- данное требование должно распространяться и на другие газотранспортные маршруты, по которым российский газ поставляется в Европу, в т.ч. на газотранспортную систему (ГТС) Украины, чтобы покупатели могли:
- получать газ на восточной границе Украины,
- потом самостоятельно решать, как его транспортировать и хранить.
В связи с сокращением объемов транзита, власти Украины не могут использовать виртуальный реверс.
Под вопросом и коррупционная схема Дюссельдорф+ .
Именно вопрос с переносом точки сдачи российского газа в украинскую ГТС и является ключевым резоном для участия Украины в сертификации МГП Северный поток-2.
Газпром занимает твердую позицию, согласно которой точка сдачи газа является вопросом взаимоотношений Газпрома и его клиентов по долгосрочным контрактам, но не Украины.
Европейские партнеры Газпрома тоже относятся к перспективе переноса точки сдачи скептически, поскольку в этом случае надежность украинского транзита становится головной болью Европы, а не России.
Украина считает лучшей гарантией для сохранения транзита по своей ГТС после запуска МГП Северный поток-2 даже не заключение нового контракта с Россией, а бронирование мощностей украинской ГТС европейскими компаниями.
Опасения Украины связаны с тем, что при заключении нового транзитного контракта на смену истекающему в 2024 г. нынешнему (или перезаключение контракта до его истечения), даже при сохранении принципа «качай или плати», Россия предпочтет платить за прокачку воздуха, чем реально пользоваться мощностями украинской ГТС, к техническому состоянию которой уже неоднократно возникали вопросы.
Отсутствие же реальной прокачки газа не только лишает Украину возможности экономить за счет виртуального реверса газа, но и вообще делает сложным внутреннее потребление газа, поскольку без транзита построенная в СССР ГТС если и будет работать, то с большим трудом.
Совсем фантазийными выглядят требования, которые власти Украины выставляют России:
- разблокирования транзита газа из стран Центральной Азии;
- экспорта газа для независимых компаний, добывающих газ на территории России.
Таким образом, доступ к сертификации Nord Stream 2 для украинских компаний рассматривается как возможность в очередной раз озвучить свою позицию (что антипрозрачно, поскольку в их необъективности, как и поляков, можно не сомневаться).
Т.е. у Нафтогаза и ОГТСУ будет право сделать заявления, но блокировать решение регулятора они не смогут.
По словам главы пресс-службы BNetzA Ф. Вульфа, которые приводит ТАСС, Нафтогаз и ОГТСУ будут допущены к процедуре сертификации Nord Stream 2 без права вето.
Кстати, на таких же правах к сертификации Nord Stream 2 допущена польская PGNiG и ее дочка PGNiG Supply & Trading GmbH.
Такой ограниченный доступ к сертификации логичен, поскольку и польская, и украинская сторона представляют газотранспортные маршруты, конкурирующие по отношению к МГП Северный поток-2.
Ранее депутат Бундестага от партии Альтернатива для Германии (АдГ) В. Гердт в разговоре с Известиями заявил, что включение Украины как конкурента в процесс сертификации в высшей степени нерационально и неэтично из-за предвзятости.
Эту позицию разделяет и К. Эрнст, депутат Бундестага от партии Левые, бывший глава комитета по экономике и энергетике парламента.
Тем не менее BNetzA допустил украинские компании к процессу, пусть и в ограниченном формате, а это в свою очередь может затянуть процесс сертификации.
Строительство МГП Северный поток-2 было завершено 10 сентября 2021 г., на данный момент газопровод готов к эксплуатации, ведется его сертификация в Германии.
В конце октября 2021 г. Минэкономики ФРГ направило BNetzA свое заключение по сертификации газопровода с выводом о том, что проект не угрожает безопасности поставок газа в Германию и ЕС.
Это позволило BNetzA продолжить процедуру сертификации Nord Stream 2 как независимого оператора ГТС (ITO).
Статус ITO позволит вывести МГП Северный поток-2 из-под действия обновленной газовой директивы ЕС, которая распространяет требования 3го энергопакета ЕС на морские газопроводы, входящие в ЕС, в т.ч. в плане разделения деятельности по добыче и транспортировке газа и наличия независимых поставщиков.
Для получения статуса ITO Nord Stream 2, дочка Газпрома, должна обеспечить соблюдение ряда требований, которые гарантируют ее независимость от собственника-экспортера.
В случае признания Nord Stream 2 ITO, МГП Северный поток-2 сможет работать с полной загрузкой, несмотря на то, что ранее BNetzA отказала в выводе МГП Северный поток-2 из-под действия обновленной газовой директивы ЕС.
Свое решение по сертификации BNetzA должно вынести до 8 января 2022 г.
Далее заключение немецкого регулятора будет рассматривать Еврокомиссия, на что у ЕК есть 2 месяца, причем срок рассмотрения может быть удвоен.
Таким образом отзыв ЕК может быть получен 8 мая 2022 г., и лишь после этого BNetzA сможет выдать Nord Stream 2 лицензию.