Готовность России к глобальной ESG-трансформации стала одной из тем Восточного экономического форума (ВЭФ-2021), проходящего 2-4 сентября 2021 г. в г. Владивосток.
3 вызова от Минэнерго
Минэнерго РФ допускает падение нефтегазовых доходов вследствие энергоперехода, но считает, что у России есть ответы на эти вызовы.Замминистра энергетики РФ П. Сорокин в рамках сессии ВЭФ-2021 «Готова ли Россия к глобальной ESG-трансформации?» отметил, что в фокусе внимания ряда государств постепенно растет значение социальных и экологических вопросов, страны объявляют о целях достижения углеродной нейтральности.
На этом фоне страны-производители традиционных источников энергии сталкиваются с рисками быстрой потери своей ресурсной ренты.
Для России полезные ископаемые играют важную роль, они как создают инвестиции, так и заказ со стороны промышленности, а в конечном счете образуется рента, которая делится между компаниями и государством.
По мере того, как спрос на традиционные ресурсы на рынке будет снижаться, потолок по спросу на нефть и газ может быть достигнут уже в течение ближайших 15-20 лет, что усилит конкуренцию между странами-производителями.
В связи с этим, по мнению П. Сорокина перед Россией встают 3 основных вызова:
- риски потери конкурентопособности,
- снижение ресурсной ренты,
- сокращение доходов.
По словам замминистра, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке, России необходимо уже в ближайшие несколько лет максимально использовать свои преимущества.
В этом плане Россия нацелена на ускоренную монетизацию нефтяных ресурсов России, в первую очередь, путем экспорта, чтобы по возможности полно реализовать потенциал в период сохраняющегося спроса на углеводороды.
В генсхеме развития нефтяной отрасли РФ на период до 2035 г. указывается на необходимость ускоренной монетизации не только нефтяных запасов, но и ресурсов.
целесообразным считается поддержание высоких объемов экспорта нефти из-за ожидаемой стабилизации первичной переработки внутри страны и ограниченного потенциала роста внешнего спроса.
Именно экспорт нефти пока остается наиболее экономически эффективным способом монетизации нефтяных ресурсов России, причем планируется поддерживать высокие объемы экспорта на запад и восток, в связи с растущей конкуренцией с производителями из других регионов.
Параллельно Минэнерго считает необходимым заниматься развитием новых перспективных направлений, соответствующих принципам ESG.
В числе таких направлений П. Сорокин назвал:
- диверсификацию продуктовой линейки,
- развитие нефтехимической промышленности,
- работу над созданием стимулов для развития энергоэффективности,
- развитие технологии улавливания углерода,
- производство водорода.
6 рисков от Сбербанка
Глава Сбербанка Г. Греф в ходе панельной сессии Сбера в рамках ВЭФ-2021 со ссылкой на исследование банка спрогнозировал сокращение энергетического экспорта РФ на 179 млрд долл. США к 2035 г. и на 192 млрд долл. США к 2050 г.В частности, энергопереход (если он произойдет) может привести к потенциальному падению производства нефти и газового конденсата в России к 2050 г. на 72%, газа - на 52%, энергетического угля - на 90%.
Речь идет о прямом использовании этих видов топлива в виде источников энергии, но развитие новых способов переработки (газохимия и нефтехимия) и внедрение более экологичных технологий, может дать другие цифры.
По словам Г. Грефа, достижение мировой углеродной нейтральности может сказаться и на бюджете РФ, и на доходах населения.
По расчетам Сбербанка, потери российского бюджета за счет недополучения нефтегазовых доходов могут составить примерно 5 трлн руб. к 2035 г., а снижение доходов граждан РФ - до 14%.
Резюмируя Г. Греф, назвал 6 основных рисков энергоперехода для России:
- падение экспортной выручки,
- сокращение занятости населения,
- усиление проблемы моногородов,
- потенциальная утрата российского лидерства в мировой энергетике,
- потеря бюджетных доходов,
- потенциальные проблемы энергокомпаний при отсутствии трансформации и их возможное банкротство.
Россия готовится к начавшейся перестройке глобальной экономики в направлении низкоуглеродного развития.
В конце августа 2021 г. Минэкономразвития РФ подготовило обновленный проект стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 г. с учетом поручения президента обеспечить большее снижение вредных выбросов, чем в ЕС.
Выхода на углеродную нейтральность базовый сценарий не предполагает.
Выход в переработке
Спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития А. Чубайс в ходе ВЭФ-2021 г. также отметил, что России придется реструктуризировать свои экспортные отрасли и создавать новые в связи с введением углеродных налогов и пошлин.Тезисы от А. Чубайса:
- добыча нефти и угля не прекратится в связи с переходом к зеленой энергетике, т.к. новые возможности открываются в нефте- и углехимии,
- топить не надо нефтью, но нефтехимия - это сложнейшая, колоссальная отрасль, у которой, я надеюсь, ничего плохого не произойдет,
- то, что в ней есть - это наше важнейшее преимущество, которое нужно развивать, наращивать, между прочим, и добывать нефть для нее, не в меньшей степени,
- в этом смысле не надо выходить на позицию, что нефть закончилась, скважину заткнули и разошлись, это абсолютно неправильно, поверхностно и контрпродуктивно.
В течение 1,5-3 лет Минэкономразвития и правительству в целом придется заново смотреть на все, что было сделано в области ВИЭ.
То, что уже создано на данный момент - 2,5 ГВт ветро- и солнечной генерации, заводы по производству оборудования - это, по словам А. Чубайса, только «зародыш».
Потребуется в разы больше, что приведет к необходимости создания индустрии совершенно другого масштаба.