Москва, 7 июл - ИА Neftegaz.RU. Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) выдвинул предложения по регулировке ценообразования на рынке моторного топлива.
Соответствующее письмо было направлено премьер-министру РФ М. Мишустину.
Одной из предложенных мер стало повышение экспортной пошлины на нефтепродукты.
АЗС России в 2021 г. работали в условиях диспаритета оптовых и розничных цен, при котором оптовые цены практически сравнивались с розничными, а в ряде регионов даже превышали их.
Биржевые цены с середины декабря 2020 г. выросли:
-
по бензину АИ-92 на 25,6 %,
-
по АИ-95 – на 29,7 %,
-
по дизельному топливу – на 19,7 %.
Розничные же цены за этот период выросли в среднем:
-
по бензинам на 4,6-4,9 %,
-
по дизтопливу – на 3 %.
В топливном союзе уверенны, что:
-
резкий рост оптовых цен, в разы превысивший уровень текущей инфляции, в условиях ограничения роста розничных цен индексом инфляции привел к длительному периоду работы розничных операторов в убыток, риску банкротства и закрытию независимых сетей;
-
сформировалась устойчивая тенденция к снижению числа независимых АЗС, ликвидные объекты переходят в собственность нефтяных компаний;
-
самая тяжелая ситуация с ценообразованием сложилась на Дальнем Востоке (цены на АЗС независимой розницы на 4-5 руб. выше, чем цены ВИНК (вертикально-интегрированная нефтяная компания – ИФ);
-
оптовый сегмент носит олигопольный характер, а оптовые цены на любые виды моторного топлива привязаны к экспортному паритету;
-
демпфер, обеспечивающий поддержку производителей при поставках топлива на внутренний рынок, в существующем виде не компенсирует в полной мере разницу в ценах внутреннего рынка и экспортного паритета;
-
мер, которые принимают регуляторы на топливном рынке (рост производства и отгрузки топлива на внутренний рынок, увеличение нормативов обязательных продаж на бирже, корректировки в демпфирующем механизме по бензинам и т.д.), недостаточно.
РТС предлагает:
-
увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15 % по бензину и до 10 % по дизельному топливу от объема производства;
-
устранить покупки товара в основную торговую сессию нефтяными компаниями и аффилированными с ними лицами непосредственно или через 3х лиц;
-
начать исполнять поручения правительства РФ, данное почти 2 года назад, о субсидировании железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток;
-
повысить экспортные пошлины, т. е. отвязать цены внешнего рынка от внутренних цен РФ.
Автор: Е. Свинцова