USD 94.0742

+0.49

EUR 99.9341

+0.14

Brent 87.41

-2.53

Природный газ 1.706

+0.02

5 мин
...

Нефтяной отрасли России необходимо готовиться к переходу мировой экономики на низкоуглеродные рельсы

Предлагается ускоренная монетизация нефтяных ресурсов России

Нефтяной отрасли России необходимо готовиться к переходу мировой экономики на низкоуглеродные рельсы

Москва, 9 апр - ИА Neftegaz.RU. Пик добычи нефти в России придется на 2028-2029 гг. и составит 504 - 590 млн т/год с последующим снижением в период до 2035 г. до 414 - 494 млн т/год.
Об этом говорится в проекте генсхемы развития нефтяной отрасли промышленности России на период до 2035 г., подготовленном Минэнерго РФ, информация о которой появилась в СМИ.

Подробности генеральной схемы развития нефтегаза РФ:

Добыча

  • в 2020 г. добыча без газового конденсата составила 476,4 млн т/год.
  • в 2021 г. добыча нефти вырастет до 478 млн т/год с учетом существующих ограничений в рамках Венского соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи;
  • без учета Венского соглашения ОПЕК+ :
    • в 2021 г. - 494 - 520 млн т/год,
    • в 2022 г. - 490 - 522 млн т/год.
  • в 2028-2029 гг. случится пик добычи нефти в объеме 504 - 590 млн т/год;
  • к 2035 г. добыча упадет до 414 - 494 млн т/год;
  • в случае продления соглашения ОПЕК+ достижение пика добычи может быть сдвинуто вперед по времени;
  • все рассматриваемые сценарии основаны на потенциальных производственных мощностях нефтегаза России, а не на ожидаемом спросе.

Капитальные вложения

  • до 2027 г. включительно будет рост капложений, после чего начнется их медленное снижение.
  • за 5 лет: 2021 - 2025 гг. совокупные капзатраты составят 6,31 - 8,23 трлн руб.
  • за 10 лет: 2026 - 2035 гг.- 14,61 - 19,02 трлн руб.

Запасы нефти

  • в 2021 - 2035 г. запасы вырастут на 10,4 млрд т;
  • среднегодовой прирост запасов будет опережать уровень добычи нефти в 1,2 раза.
  • основные районы прироста запасов останутся Западно-Сибирская, Лено -Тунгусская, Прикаспийская, Тимано-Печорская и Волго-Уральская нефтегазоносные провинции (НГП).
  • все большая доля прироста запасов будет связана с освоением месторождений на континентальном шельфе.
  • на арктическом шельфе, ввиду его низкой изученности, существует наибольшая вероятность открытия уникальных месторождений нефти.

Рентабельность запасов нефти

  • в ходе инвентаризации месторождений нефти:
    • было изучено 60% от текущих технологически извлекаемых запасов,
    • из них рентабельными оказались 36% - 64% запасов нефти в зависимости от используемого макроэкономического сценария,
    • высказана необходимость дополнительного стимулирования ввода нерентабельных запасов для поддержания текущих уровней добычи.
  • изучение месторождений должно было завершиться в 2020 г., однако ее сроки были перенесены на 2021 г. из-за изменения макропараметров в результате пандемии COVID-19.
  • из списка инвентаризации был исключен ряд месторождений со специальными налоговыми режимами:
  • в списке инвентаризации осталось 352 месторождения с суммарными технологически извлекаемыми запасами нефти 17,2 млрд т или 60% от текущих технологически извлекаемых запасов РФ.

Изменения глобального энергетического рынка

Основные параметры изменения:
  • переход к низкоуглеродной экономике;
  • соответствующее снижение спроса на углеводороды.
Прогноз:
  • мировое потребление нефти достигнет пика в течение 10-15 лет в связи с изменениями, происходящими в секторе автомобильного транспорта;
  • снижение потребления нефтепродуктов в сегменте автомобильного транспорта:
    • внесет основной вклад в замедление темпов роста мирового потребления нефти,
    • может привести к достижению мирового пика спроса на нефть уже в ближайшие 10-15 лет,
    • потребление нефтепродуктов в автомобильном секторе в 2020 г. сократилось до 38,1 млн барр./сутки из-за ограничений на передвижение, введенных для препятствования распространению коронавирусной инфекции COVID-19, хотя данный сегмент продолжил преобладать в общей структуре потребления.
  • не исключено, что негативное воздействие пандемии COVID-19 для мирового потребления нефти может сохраняться до 2023-2024 гг.
  • процесс декарбонизации мировой экономики может привести к более быстрому наступлению пика потребления нефти и снижению потребности в ее импорте.
  • нефтяная промышленность РФ будет испытывать нарастающее воздействие климатической и экологической политики, в т.ч. введения в ЕС после 2025 г. трансграничного углеродного регулирования импорта углеводородов:
    • это может привести к дополнительным затратам при экспорте российской нефти;
    • снизит ее конкурентоспособность на европейском рынке,
    • существует риск, что углеродное регулирование импорта жидких углеводородов до 2035 г. может быть введено и в других странах мира;
  • возрастут риски кредитования новых нефтедобывающих проектов со стороны международных и европейских финансовых институтов в части ужесточения условий, увеличение стоимости и числа отказов;
  • нефтегазу РФ необходимо готовиться к переходу мирового рынка нефти в состояние долгосрочной стагнации или снижения спроса, что будет способствовать:
    • усилению международной конкуренции за рынки сбыта,
    • снижению инвестиционной привлекательности нефтяной отрасли промышленности.
  • появляется необходимость ускоренной монетизации не только нефтяных запасов, но и ресурсов.
  • целесообразным считается поддержание:
    • высоких объемов экспорта нефти из-за ожидаемой стабилизации первичной переработки внутри страны и ограниченного потенциала роста внешнего спроса на нефтепродукты РФ, особенно топочный мазут и моторное топливо,
    • высоких объемов экспорта на запад и восток, в связи с растущей конкуренцией с производителями из других регионов.
  • предполагается, что экспорт нефти остается наиболее экономически эффективным способом монетизации нефтяных ресурсов России.

Прогноз мировых цен на нефть

  • цены на нефть до 2025 г. могут колебаться в диапазоне 50 - 75 долл. США/барр.
  • стоимость нефти сорта Brent:
    • в 2025 г. - 68 долл. США/барр.,
    • в 2030 г. - 70 долл. США/барр.,
    • в 2035 г. - 73 долл. США/барр.
    • 2040 г. - 71 долл. США/барр.
  • сохранение цен на уровне 50-60 долл. США/барр. и выше:
    • при условии если будет сохраняться регулирование добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК+,
    • будет задано низким уровнем инвестиций в добычные активы в 2020-2022 гг.

Генеральная схема вызывает уважение.

Но другой схема быть не могла в условиях важности нефтегаза для властей РФ.
Но есть и вопросы с точки зрения мировой экономики:
  • зачем увеличивать экспорт нефти в условиях заката ее топливного потребления? Это все равно что развивать производство механических наручных часов в условиях часовой цифровизации;
  • зачем констатировать ожидаемую стабилизацию первичной нефтепереработки внутри страны, не предлагая ее увеличивать?
Впрочем, ответ ясен из самой схемы:
  • появляется необходимость ускоренной монетизации не только нефтяных запасов, но и ресурсов.
Несмотря на то, что за последние 2 года нефтегазовые доходы бюджета страны упали почти на 3,8 трлн рублей до около 5,235 трлн руб/год, они остаются чрезвычайно важным источником для власти.
Это приятный способ и относительно нетрудный для властей способ наполнения бюджета по ряду известных причин:
  • довольно развитая отрасль промышленности;
  • высокая концентрация позволяет легко контролировать добычу и денежные потоки;
  • большой экспортный денежный поток;
  • нефть - это добываемое полезное ископаемое, которое не нужно модернизировать, как произведенный товар.
Печально, что в казне нет средств на развитие новых отраслей промышленности.
Основные усилия власти уже сейчас, действительно, концентрируют на оптимизации экспорта нефти, начиная борьбу вводимым в ЕС с в 2023 г. углеродным налогом.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram