Об этом Минфин сообщил 5 февраля 2021 г.
Меры стимулирования добычи на Приобском месторождении будут реализованы в форме налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере до 46 млрд руб./год в течение 10 лет.
В рамках соглашения Роснефть принимает на себя обязательства по дополнительным инвестициям в развитие нефтедобычи на Приобском месторождении.
Условия соглашения предполагают следующее:
- фиксацию планируемого в 2021-2032 гг. в условиях отсутствия налогового вычета объема добычи, который Роснефть обязуется увеличить за счет получения льготы,
- предельный размер налогового вычета составляет 3,83 млн руб./месяц,
- вычет предоставляется, если среднемесячный уровень цен нефти Urals окажется выше базовой по бюджетному правилу (43,3 долл. США/барр. в 2021 г.),
- если среднемесячная цена на нефть окажется ниже или равной базовой, то налоговый вычет не предоставляется,
- суммарно Роснефть может получить налоговый вычет в размере не более 460 млрд руб.
Заключение инвестсоглашения необходимо в связи с принятием в 2020 г. закона о предоставлении налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр в ХМАО.
Данный закон предусматривает, что обязательным условием предоставления налогового вычета компаниям является заключение ими инвестсоглашения о стимулировании добычи нефти на участках недр, где применяется налоговый вычет.
Реализация соглашения призвана обеспечить создание прозрачных и легко администрируемых механизмов стимулирования ускоренной разработки Приобского месторождения.
Это важно и для Роснефти и для Минфина, в свое время активно дискутировавших по поводу льгот для Приобского месторождения.
Упорно добивавшаяся льгот по Приобскому месторождению Роснефть приводила аргументы о падении добычи, наличии трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), низкой и сверхнизкой проницаемости коллекторов.
Также компания приводила в качестве позитивного примера Самотлорское месторождение в ХМАО, по которому в 2017 г. был предоставлен налоговый вычет по НДПИ в размере 350 млрд руб. (35 млрд руб./год в течение 10 лет) для поддержания добычи.
С момента начала реализации программы, Роснефти удалось замедлить падение добычи на Самотлорском месторождении до 1%/год по сравнению с 5% в среднем за 2008-2017 гг.
Минфин же изначально отмечал, что уже имеющихся у Роснефти льгот по Приобскому месторождению вполне достаточно.
Затем министерство все-таки уступило, допустив предоставление льготы с привязкой к цене на нефть в виде линейной формулы, а позже чуть смягчило позицию, однако на запрашиваемое Роснефтью безусловное предоставление льготы не согласилось.
Получив запрашиваемые льготы по Приобскому месторождению, Роснефть подчеркивает его значимость для поддержания нефтедобычи в Западной Сибири, бюджета РФ и экономики России в целом.
Тезисы от Роснефти:
- благодаря полученному от государства инвестиционному ресурсу в размере 460 млрд руб., а также собственным дополнительным инвестициям, Роснефть имеет возможность увеличить объемы бурения на Приобском месторождении,
- сохранение и дальнейшее наращивание объемов бурения на месторождении позволит обеспечить увеличение добычи на более чем 70 млн т до 2030 г.,
- программа бурения на Приобском месторождении обеспечит дополнительные налоговые поступления по НДПИ и экспортной пошлине в размере более 500 млрд руб., причем бюджетный эффект от предоставленных стимулов будет положительным уже в 2021 г.,
- успешная реализация проекта стимулирования разработки Приобского месторождения даст масштабный синергетический эффект для всей экономики России, обеспечив прирост валового выпуска всех дополнительных произведенных товаров и услуг в объеме не менее 9,3 руб. на каждый рубль инвестиций,
- интенсивное развитие Приобского месторождения позволит сохранить лидерские позиции России на мировом рынке нефтяного сырья, обеспечить создание высокотехнологичных рабочих мест, а также придаст новый импульс развитию целого комплекса промышленных и сервисных отраслей.
Минфин РФ, крайне неохотно пошедший на предоставление льгот, акцентируется на механизмах контроля за исполнением Роснефтью инвестсоглашения.
Тезисы от Минфина РФ:
- в соглашении четко прописаны условия предоставления налоговых стимулов и ответственность за неисполнение условий соглашения,
- для достижения бюджетной эффективности предоставления налоговых стимулов определен порядок мониторинга исполнения соглашения,
- контроль выполнения Роснефтью взятых обязательств осуществляет Минфин,
- каждые 3 года Роснефть должна предоставлять отчет с указанием плановых и фактических объемов добычи нефти, а также иных показателей для расчета доходов федерального бюджета.
Приобское месторождение является крупнейшим нефтяным месторождением ХМАО.
Месторождение характеризуется сложным геологическим строением, является многопластовым и низкопродуктивным.
Приобский лицензионный участок, разрабатываемый Роснефтью, обладает начальными извлекаемыми запасами 1,6 млрд т.
Текущие извлекаемые запасы по состоянию на 1 января 2019 г. составляют 1,2 млрд т.
Месторождение открыто в 1982 г. и запущено в разработку в 1988 г.
Накопленная добыча превысила 430 млн т нефти.
В настоящее время на месторождении добывается около 25 млн т/год нефти, что составляет 4,5% от общероссийской добычи.
На Приобском месторождении, помимо Роснефти, работает также Газпром нефть, которая занимается освоением Южной лицензионной территории месторождения.
Южно-Приобское месторождение было введено в эксплуатацию в 1999 г., а к декабрю 2020 г. накопленная добыча на нем достигла 150 млн т.
Газпром нефть также запрашивала льготы для своей части Приобского месторождения, предлагая предоставить ей вычет по НДПИ в размере 13,5 млрд руб./год в течение 10 лет, начиная с 2020 г.
В 2019 г. сообщалось, что просьба компании была поддержана в верхах, но на практике добиться льготы удалось лишь Роснефти.
Автор: Е. Алифирова