Об этом 25 сентября 2020 г. сообщил замминистра энергетики РФ П. Сорокин в кулуарах Тюменского нефтегазового форума (ТНФ).
Тезисы от П. Сорокина:
- инвентаризацию продолжим,
- в 2020 г. произошло сильное изменение макроэкономических параметров из-за COVID-19, а также из-за спроса на нефть и сделки ОПЕК+,
- очень сильно ландшафт изменился,
- плюс надо учитывать новые налоговые новеллы при обсчете месторождений,
- будет расширен и периметр инвентаризации,
- если раньше исключались выработанные месторождения, НДД-шные и прочее, то теперь это все нужно будет считать снова,
- актуальность инвентаризации не потеряна с учетом предложений Минфина РФ по поправкам в налоговое законодательство,
- бюджет рано или поздно стабилизируется, и надо думать о будущем: 2022, 2023, 2024 гг.,
- будем просить разрешения завершить инвентаризацию в 2021 г.
Инвентаризация будет проводиться на предмет экономической эффективности разработки месторождений в текущих налоговых условиях.
Минэнерго, Минприроды РФ совместно с нефтяными компаниями должны были:
- оценить месторождения с точки зрения геологических условий и извлекаемости ресурсов;
- выработать критерии, применимые ко всем запасам.
При этом в инвентаризацию не вошли месторождения, разрабатываемые по режиму СРП, имеющие льготу по пошлине, находящиеся в системе налога на дополнительный доход (НДД), имеющие стратегическое значение для отрасли, например, Самотлорское.
Сроки завершения инвентаризации переносились неоднократно, речь шла о завершении работ до 1 декабря 2019 г., потом о 1м полугодии 2020 г.
Предварительные результаты были получены, но требовалось подтвердить полученные данные, а затем кризисная ситуация на рынке из-за COVID-19 осложнила проведение оценки.
Параллельно президент РФ В. Путин ввел мораторий на предоставление новых льгот нефтяным проектам, который должен был действовать до завершения инвентаризации месторождений (на тот момент речь шла о конце 2019 г.).
При этом Роснефть предприняла попытку добиться от правительства РФ ускорения завершения инвентаризации или получить новые льготы в обход моратория.
Однако компания в очередной раз столкнулась с сопротивлением Минфина РФ, который выступает против предоставления новых налоговых льгот.
По данным Минфина РФ, полученные в ходе инвентаризации данные показали, что доля рентабельных запасов составляет 62%, т.е. существующая налоговая система работает и просить какие-то дополнительные льготы по меньшей мере преждевременно.
В настоящее время Минфин РФ настроен на более жесткое налоговое регулирование нефтяной отрасли промышленности:
- выступило с инициативой по ухудшению параметров НДД для нефтяных компаний.
- за счет этого планирует в течение 3 лет компенсировать около 200 млрд руб., которые бюджет недополучил в 2019 г. от перешедших на НДД месторождений.
- вынесли вопрос на рассмотрение В. Путина.
- ЛУКОЙЛ, как одна из наиболее серьезно пострадавших компаний от корректировки НДД, выступает против внесения изменений в правила налогообложения уже после их утверждения и рассчитывает на взвешенное решение регуляторов.
В результате в 2021 г. планируется получить дополнительные доходы в размере 290 млрд руб.
Такой подход согласуется с текущей позицией российских властей, настраивающих фискальную систему таким образом, чтобы стимулировать структурное обновление российской экономики.
Так, налоговая нагрузка для ненефтегазового сектора экономики снижается, тогда на сверхдоходы в сырьевых отраслях - напротив, растет.
При этом Роснефти удалось добиться того, что правительство внесло в Госдуму РФ законопроект об инвестиционных стимулах для Приобского месторождения.
Автор: Е. Алифирова