Об этом сообщил министр финансов А. Силуанов.
Пандемия коронавируса образовала внушительную брешь в российском бюджете.
По разным оценкам дефицит бюджет а 2020 г. может достигнуть невероятные 4 трлн руб.
Расходы у бюджета растут, а источников дохода из-за резкого падения цен на нефть и сделки ОПЕК+ меньше.
В результате с целью залатать дыры, правительство одобрило предложение Минфина по урезанию льгот для нефтекомпаний.
Речь идет об отмене льгот по НДПИ для зрелых месторождений, месторождений с вязкой нефть и СВН, а также определенных льгот по экспортным пошлинам, которые получали зрелые месторождения.
Что касается НДД, Минфин предложил поменять его параметры так, чтобы восстановить выпадающие доходы бюджета до уровня, о котором договаривались при введении режима.
Тезисы А. Силуанова:
- нужно отменить льготы по выработанности и определенные льготы по экспортным пошлинам. То же самое по вязким и сверхвязким. Там большие льготы, доля таких месторождений около 1% от всей добычи. Даже в условиях сокращения Россией объемов добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, тем не менее, даже на этих сложных месторождениях идет активная добыча, потому что там льготы действуют, а на обычных месторождениях, где нет льгот, не добывается;
- договорились поменять порядок предоставления льгот по таким месторождениям, связанным со сложной добычей, и предложить им перевести добычу на условия НДД;
- когда речь идет о таком глобальном пересмотре налоговых расходов, преференций, логика наша заключается в том, что льготы должны стимулировать новые инвестиции. Мы видим, что, предоставляя эти льготы, никаких инвестиций новых не происходит. Поэтому такой подход будет реализовываться, если предоставляем льготу, берем обязательства компании по инвестированию. Если не видим, что льгота как-то работает на новые вложения, рабочие места, считаем, что такую льготу нужно отменять. Поэтому по экспортной пошлине будет отменяться льгота по зрелым месторождениям.
НДД - новый налог для российских нефтекомпаний, который тестируется с 2019 г. на отдельных месторождениях в рамках эксперимента.
Нефтекомпании много лет добивались введения налога, который позволит учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы, и в 2018 г. договорились с Минфиномобо всех параметрах НДД.
В будущем компании предлагали заменить рентный налог НДПИ на НДД, но Минфин предлагал дождаться результатов 1го года тестирования.
В итоге Минфин был разочарован, нефтяники недоплатили в бюджет 213 млрд руб., а замминистра финансов А. Сазанов тогда назвал НДД самой большой ошибкой в своей карьере.
Тезисы А. Сазанова:
- в 2017 г, когда мы обсуждали НДД, нам говорили - это очень правильный режим, вырастут инвестиции;
- мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница - 0. А вот дивиденды за это время выросли в 2 раза - на 500 млрд руб.
При отмене льгот по НДПИ дополнительные доходы бюджета составят около 80 млрд руб./год, по выработанным месторождениям с заменой на НДД - около 100 млрд руб., по изменению параметров НДД в целом - еще около 80 млрд руб., отмена льгот по экспортной пошлине на зрелых месторождениях и месторождениях высоковязкой нефти - 30 млрд руб.
Новый режим вступит в силу с 1 января 2020 г.
Наибольшие потери от отмены льготы по выработанности могут понести Роснефть, Сургутнефтегаз и ЛУКОЙЛ.
Однако Роснефть частично компенсирует эти потери за счет новой льготы по НДПИ для Приобского месторождения на 12 лет (по 46 млрд руб./год).
Отмена льгот по СВН больше всего затронет Татнефть, у которой СВН имеет большую долю в общей добычи.
Также эта мера затронет ЛУКОЙЛ и Роснефть.
Об инициативе Минфина изменить НДД и отменить льготы по НДПИ для выработанных месторождений стало известно в августе 2020 г.
Крупнейшие нефтекомпании пожаловались на эту идею президенту РФ В. Путину.
По оценкам компаний, корректировка НДД и льгот по НДПИ за 10 лет приведут к снижению добычи нефти на 600 млн т, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест.
Еще одной ключевой проблемой станет удар по инвестиционному климату.
При постоянно меняющихся налоговых режимах и пересмотре льгот очень сложно планировать долгосрочные инвестиционные проекты и привлекать инвесторов.
Так под вопрос встают льготы для арктического проекта Роснефти Восток Ойл.
Автор: Д. Савосин