На письме В. Путин, по данным Ъ, поставил резолюцию профильному вице-премьеру Ю. Борисову рассмотреть и представить предложения.
Ранее Минфин РФ подготовил законопроект, предусматривающий изменение параметров НДД.
За счет этого министерство планирует в течение 3 лет компенсировать около 200 млрд руб., которые бюджет недополучил в 2019 г. от перешедших на НДД месторождений.
Так, Минфин РФ предлагает уменьшать налогооблагаемую базу для месторождений, переведенных на НДД не на 100% за счет переноса исторических убытков, а на 50%.
Также министерство предлагает снизить индексацию исторических убытков с 16,3% до 7% начиная с 2020 г. и сократить размеры вычитаемых расходов.
Отдельно для месторождений, имеющих льготы по экспортной пошлине (самой большой по объему добычи группы месторождений из 4 попадающих под НДД) предусмотрено в 2021-2023 гг. введение повышающего коэффициента 1,5 к НДПИ (используется при расчете НДД) вместо действующих понижающих коэффициентов.
Фактически это означает рост налоговой нагрузки по сравнению с действующей налоговой системой без льгот.
В наибольшей степени могут пострадать Роснефть и Газпром нефть, месторождения которых в основном пользуются льготой по экспортной пошлине.
Неудивительно, что инициатором обращения к В. Путину стала Роснефть, к которой присоединилась Газпром нефть и еще 3 компании.
Нефтяные компании считают НДД эффективным и заявляют, что дополнительные инвестиции в месторождения, перешедшие на этот режим, составили 110 млрд руб.
Дополнительные доходы бюджета за 5 лет действия НДД компании оценивают в 180 млрд руб.
Если предложения Минфина РФ по изменению НДД будут приняты, то по мнению нефтяников, за 10 лет по проектам с НДД:
- добыча снизится на 340 млн т,
- инвестиции - на 2,3 трлн руб.,
- бюджет потеряет 2,5 трлн руб.,
- негативный мультипликативный эффект для экономики РФ достигнет 13 трлн руб.
В адрес Минфина РФ высказываются упреки в очередном изменении правил налогообложения в нефтяной отрасли, что нарушает принцип финансовой стабильности.
Автор: Е. Алифирова