USD 75.0319

-0.16

EUR 88.9578

+0.33

BRENT 43.09

+0.02

AИ-92 43.25

-0.01

AИ-95 47.43

0

AИ-98 53.2

+0.01

ДТ 47.46

-0.02

3 мин
6767

Да. В правительстве определились с допуском частных компаний к шельфу Арктики

Было принято решение определить долю России на уровне 50% минус 1 акция.

Да. В правительстве определились с допуском частных компаний к шельфу Арктики

Москва, 6 авг - ИА Neftegaz.RU. После года обсуждений либерализации доступа на арктический шельф России, где сейчас могут работать только Газпром и Роснефть, Минэнерго и Минвостокразвития удалось договориться об ее условиях. Госдоля в новых проектах составит 50% минус 1 акция
Об этом сообщил РБК.

Законопроект о либерализации доступа на шельф Арктики, где сейчас могут работать только госкомпании Газпром и Роснефть и их дочки, направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти.
По итогам совещания у зампреда правительства Ю Трутнева было принято решение определить долю России на уровне 50% минус 1 акция.

Таким образом, Минэнерго и Минвостокразвития удалось достичь компромисса.
Еще 21 июля 2020 г. Ю. Трутнев, который курирует Минвостокразвития, заявил, что почти все ведомства согласовали этот документ, остались только разногласия с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
С Минэнерго разногласия касались доли России в консорциумах, которые будут работать на новых участках недр на шельфе.
Минэнерго предлагало 50%, Минвостокразвития - 25% плюс 1 акция.
Итоговый текст законопроекта готовит Минвостокразвития. 

Вопрос о допуске на шельф Арктики частные компании в России обсуждается давно.
В очередной раз он был поднят в июле 2019 г., когда Ю. Трутнев предложил В. Путину идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ.
С 2012 г., когда право на доступ к шельфу получили только госкомпании, правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет.
Но за 7 лет, к лету 2019 г., было пробурено только 5 скважин и первоначальные сроки освоения шельфа сорваны.
Причиной такого медленного развития проектов на шельфе, упущенную выгоду от которого в приросте ВВП России к 2035 г. оценивается в 18 трлн руб., Ю. Трутнев назвал отсутствие конкуренции.
Роснефть, Газпром и Газпром нефть обладающие исключительным правом работать на арктическом шельфе слишком вальяжно себя чувствуют и не заинтересованы торопиться с разработкой этих запасов, т.к. обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.

Ю. Трутнев выступил за внедрение в России самой передовой модели работы на шельфе - норвежской, которая предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранные инвесторы.
После этого Минвостокразвития разработало законопроект, предусматривающий либерализацию доступа к шельфу с 2021 г. с возможностью получать лицензии из нераспределенного фонда российским частным и иностранным компаниям, в т.ч. в консорциумах.
Изначально предполагалось создать оператора проектов на шельфе Арктики - госкомпанию Росшельф.
Однако это предложение Минвостокразвития было вполне резонно раскритиковано Минэнерго и ФАС за возникающий конфликт интересов и ряд других недоработок.
Идея создания госкорпорации Росшельф была отложена, вместо этого в мае 2020 г., Ю Трутнев поручил Минвостокразвития доработать законопроект.

Основные споры возникли из-за доли государства в консорциумах, которые смогут участвовать в конкурсах на новые лицензии на шельфе, - должна она быть контрольной или ниже.
Судя по всему, теперь эти разногласия удалось снять. 

Основным выгодополучателем от либерализации доступа на шельф Арктики среди российский компаний станет ЛУКОЙЛ, который давно туда рвался.
Именно ЛУКОЙЛ имеет наибольший опыт работы на шельфе и успешные проекты в Балтийском и Каспийском море.
Сложно представить, что Татнефть, ИНК или Русснефть смогут составить ЛУКОЙЛу конкуренцию на арктическом шельфе.
Однако сам ЛУКОЙЛ несколько подостыл к арктическим проектам.
Виной тому нынешние неблагоприятные условиях на мировых рынках.
Так, глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов в октябре 2019 г. говорил, что компании будут интересны проекты на шельфе Арктики при цене на нефть 80-120 долл. США/барр.
На данный момент ЛУКОЙЛ больше привлекает теплый Каспий, чем суровые арктические моря.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Twitter