НДД, позволяющий нефтяным компаниям платить налоги по некоторым категориям месторождений не с объема добычи, а с финансового результата, начал работать в качестве пилотного проекта в 2019 г.
Под действие НДД попадают 4 группы месторождений:
- новые месторождения (гринфилды) в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%;
- месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине;
- зрелые месторождения в Западной Сибири (браунфилды) с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн т в год);
- новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн т.
Применение НДД предусматривает в т.ч. отмену экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки.
Ставка НДД составляет 50%, налог взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку.
Чтобы гарантировать поступления в бюджет, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) сохраняется и включается в расчет НДД, но на пониженном уровне (примерно 60% от обычной ставки), вычитаясь из налогооблагаемой базы.
Такие параметры НДД не устраивают Минфин РФ.
Федеральный бюджет в 2019 г. недополучил 213 млрд руб, поведал ранее замминистра финансов РФ А. Сазанов, назвав введение НДД самой большой ошибкой за время своей работы в Минфине.
Это сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для пострадавшего от пандемии коронавируса малого и среднего бизнеса за 2 квартала.
В связи с этим Минфин разработал и 29 июля направил в профильные ведомства законопроект об изменении параметров налога, сообщил Ъ 3 августа 2020 г.
Министерство намерено:
- существенно ужесточить параметры НДД для нефтяных компаний;
- дополнительно изъять около 200 млрд недополученного бюджетом дохода за 3 года, в тч 87,8 млрд руб. в 2021 г. и 55,6 млрд руб. в 2022 г.
- ухудшение условий НДД для всех групп месторождений - запрет уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 г., сокращение размера вычитаемых расходов (действующую ставку расходов 7,14 тыс. руб./т с повышением до 9,52 тыс. руб./т с 2021 г., предложено оставить неизменной до 2024 г., а затем повысить до 8,6 тыс. руб./т),
- ухудшение условий для месторождений, имеющих льготы по экспортной пошлине - самой большой по объему добычи (26 млн т/год) группе месторождений в рамках НДД. Вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 гг. предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5, что означает рост налоговой нагрузки по сравнению с действующей налоговой системой без льгот.
Крупнейшим из них является Новопортовское месторождение Газпром нефти с добычей 7,7 млн т в 2019 г.
Минэнерго РФ уже сформулировало свою позицию и направило документ в Минфин.
Ранее Минэнерго уже заявляло, что эксперимент по введению НДД считает удачным и предлагает его расширить.
Нефтяные компании также выступают против инициативы Минфина, считая не вполне корректной систему расчета выпадающих доходов и подход к их компенсации.
На данный момент предложенный Минфином законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.
Не исключено, что вопрос о корректировке НДД может быть вынесен на уровень В. Путина.
Снижение цен на нефть наряду с глобальным спадом, вызванным коронавирусом, приведет к снижению ВВП России 2020 г. на 6 % - максимальному значению за 11 лет, заявил Всемирный банк в своем последнем экономическом отчете по России в начале этого месяца.
Власти РФ анализируют перспективы государственной программы хеджирования доходов от нефти, аналогичную мексиканскому хеджированию, для защиты государственных доходов от падения цен на нефть в будущем.
Автор: Е. Алифирова