НДД, позволяющий нефтяным компаниям платить налоги по некоторым категориям месторождений не с объема добычи, а с финансового результата, начал работать в качестве пилотного проекта в 2019 г.
Под действие НДД попадают 4 группы месторождений:
- новые месторождения (гринфилды) в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%;
- месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине;
- зрелые месторождения в Западной Сибири (браунфилды) с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн т в год);
- новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн т.
Применение НДД предусматривает в т.ч. отмену экспортных пошлин на нефть, добытую на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки.
Ставка НДД составляет 50%, налог взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку.
Чтобы гарантировать поступления в бюджет, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) сохраняется и включается в расчет НДД, но на пониженном уровне (примерно 60% от обычной ставки), вычитаясь из налогооблагаемой базы.
Такие параметры НДД не устраивают Минфин РФ.
Федеральный бюджет в 2019 г. недополучил 213 млрд руб, поведал ранее замминистра финансов РФ А. Сазанов, назвав введение НДД самой большой ошибкой за время своей работы в Минфине.
Это сопоставимо со стоимостью налоговых каникул для пострадавшего от пандемии коронавируса малого и среднего бизнеса за 2 квартала.
В связи с этим Минфин разработал и 29 июля направил в профильные ведомства законопроект об изменении параметров налога, сообщил Ъ 3 августа 2020 г.
Министерство намерено:
- существенно ужесточить параметры НДД для нефтяных компаний;
- дополнительно изъять около 200 млрд недополученного бюджетом дохода за 3 года, в тч 87,8 млрд руб. в 2021 г. и 55,6 млрд руб. в 2022 г.
- ухудшение условий НДД для всех групп месторождений - запрет уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 г., сокращение размера вычитаемых расходов (действующую ставку расходов 7,14 тыс. руб./т с повышением до 9,52 тыс. руб./т с 2021 г., предложено оставить неизменной до 2024 г., а затем повысить до 8,6 тыс. руб./т),
- ухудшение условий для месторождений, имеющих льготы по экспортной пошлине - самой большой по объему добычи (26 млн т/год) группе месторождений в рамках НДД. Вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 гг. предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5, что означает рост налоговой нагрузки по сравнению с действующей налоговой системой без льгот.
Крупнейшим из них является Новопортовское месторождение Газпром нефти с добычей 7,7 млн т в 2019 г.
Минэнерго РФ уже сформулировало свою позицию и направило документ в Минфин.
Ранее Минэнерго уже заявляло, что эксперимент по введению НДД считает удачным и предлагает его расширить.
Нефтяные компании также выступают против инициативы Минфина, считая не вполне корректной систему расчета выпадающих доходов и подход к их компенсации.
На данный момент предложенный Минфином законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.
Не исключено, что вопрос о корректировке НДД может быть вынесен на уровень В. Путина.
Власти РФ анализируют перспективы государственной программы хеджирования доходов от нефти, аналогичную мексиканскому хеджированию, для защиты государственных доходов от падения цен на нефть в будущем.
Автор: Е. Алифирова






