Москва, 8 июл - ИА Neftegaz.RU. Госдума приняла федеральный закон, обязывающий нефтедобытчиков иметь резервы для ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН).
ФЗ был принят 7 июля 2020 г. сразу во 2м и 3м чтении.
Наконец, в России появился ФЗ, который с учетом взаимных интересов государства и бизнеса полностью регулирует вопросы:
- предотвращения загрязнения окружающей среды,
- реагирования на разливы нефти и других вредных веществ.
По морям и океанам ЛАРНы продолжают регулироваться ФЗ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и ФЗ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
А жаль.
Это было бы актуально для Арктики.
Там основным потенциальным источником загрязнения на шельфе является добыча нефти и ее транспортировка нефтеналивными танкерами.
Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации морской платформы (МП), относительно невелики, но постоянны.
Аварийные разливы нефти - редки, но, как и норильская экокатастрофа, приводят к катастрофическим последствиям.
Законопроект о разливах нефти на суше был принят еще в 2018 г.
ГД РФ терпеливо почти 2 года ждала от Правительства поправок ко 2му чтению, которые учли бы замечания депутатов и экспертного сообщества.
В. Путин мягко попросил правительство ускориться, и дело пошло быстрее.
Новые поправки обязывают компании, имеющие дело с нефтепродуктами, в случае ЧП возмещать в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, а также гражданам и имуществу.
Председатель Госдумы В. Володин:
- принятие законопроекта было ускорено после разлива нефтепродуктов в г. Норильске.
Теперь компании, работающие с нефтепродуктами, будут обязаны:
- формировать планы на случай ЧП, подобного аварии на ТЭЦ-3 в г. Норильске. Их необходимо утвердить до 1 января 2024 г.
- иметь достаточное финансовое обеспечение для ликвидации аварий. Это может быть:банковская гарантия, договор страхования, документ, который подтверждает создание резервного фонда, и т.п.
- проводить работы по локализации и ЛАРН собственными силами, либо силами привлекаемых на договорной основе. Если компании не смогут самостоятельно устранить последствия разлива, они должны будут обратиться к уполномоченным органам для привлечения дополнительных сил.
- проводить рекультивационные и иные восстановительные работы, возмещать в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан и юрлиц, компенсировать расходы на привлечение дополнительных сил.
ФЗ будет действовать с 1 января 2021 г.
Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды В. Бурматов:
- в России фиксируется до 10 тыс/год разливов нефти;
- ФЗ - долгожданный, ожидаемый теми регионами, которые в 1ю очередь страдают от разливов нефти.
- Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
- Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
- ФЗ от 13 июля 2013 г. № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключенной в г. Брюсселе в 1969 г, ФЗ предусматривается подтверждение финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина