Мера действует до 1 октября 2020 г. Ее ввели постановлением правительства, подписанным в конце мая 2020 г.
Запрет на импорт распространяется на бензины, дизельное топливо, судовое топливо, газойли.
До 15 июля 2020 г. срок действия постановления могут изменить.
Предусмотрен широкий спектр исключения из-под действия запрета.
Из-под действия запрета выведено:
- топливо, перемещаемое транзитом через РФ и топливо, используемое в целых эксплуатации в пути следования;
- топливо, уже ввезенное в Россию до вступления в силу постановления правительства, в отношении которого не совершены действия, связанные с таможенным декларированием и выпуском;
- топливо, перемещаемое физическими лицами для личного пользования.
При этом в самой Белоруссии в начале марта 2020 г. были увеличены акцизы на импорт нефтепродуктов, чтобы заставить российские компании, владеющие АЗС, покупать топливо у белорусских производителей.
По данным ФТС, Россия импортирует относительно небольшой объем автобензина.
В 2019 г. ввезли около 1 тыс. т.
Дизель импортируется в более значительных объемах: в 2019 г. - 62 тыс. т (+7,5% к уровню 2018 г.) В 1м квартале 2020 г. ввоз дизельного топлива вырос в 4 раза - до 40 тыс. т.
Напомним, что в России ценообразование на топливо выстроено таким образом, что напрямую не зависит от стоимости нефти на мировом рынке.
Это обеспечивает защиту внутреннего рынка от внешней конъюнктуры цен, независимо от того, высокие они или низкие.
В ценах топливо порядка 2/3 приходится на налоги и акцизы, в т.ч. топливные акцизные сборы, которые идут в региональные дорожные фонды.
Основным механизмом защиты топливного рынка от скачков нефтяных цен является демпфер, в рамках которого нефтяные компании доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, а в противном случае - бюджет доплачивает компаниям, чтобы они не повышали цены.
Во избежание дестабилизации внутреннего рынка и было принято решение о временном запрете на импорт нефтепродуктов.
Автор: А. Игнатьева