USD 92.2628

-0.33

EUR 99.7057

-0.56

Brent 86.99

+0.1

Природный газ 1.752

-0

3 мин
9520

Конфликт интересов. Минэнерго и Минприроды раскритиковали проект о создании госкорпорации Росшельф

Корпорация Росшельф наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля.

Конфликт интересов. Минэнерго и Минприроды раскритиковали проект о создании госкорпорации Росшельф

Москва, 18 фев - ИА Neftegaz.RU. Минприроды и Минэнерго подвергли резкой критике законопроект Минвостокразвития о создании госкорпорации Росшельф.

Основная претензия Минэнерго и Минприроды к подобной идее - в неясности смысла создания Росшельфа.
Замминистра энергетики П. Сорокин в письме в Минвостокразвития от 13 февраля 2020 г., с которым ознакомился «Коммерсантъ», отмечает, что законопроект не раскрывает цели создания и задачи корпорации, а также вопросы ее финансово-экономической эффективности.
Указывается, что создание корпорации будет стимулировать ввод в рентабельную разработку новых морских месторождений углеводородов.
Однако не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в т. ч. в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков недр.

Кроме того, Росшельф, согласно законопроекту, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме.
Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля.
Также предложение о полном освобождении Росшельфа от налогов противоречит Налоговому кодексу, а для добычи нефти на шельфе уже действует ряд преференций.

Речь идет и о запрете на выдачу совмещенных лицензий, что существенно снижает привлекательность проектов.
Кроме того не урегулирован механизм привлечения инвестиций в геологическое изучение и разработку недр арктического и дальневосточного шельфа, а также вопрос разделения прибыли по проектам.
Решение о предоставлении участка арктического и дальневосточного шельфа по конкурсу или без его проведения предполагается осуществлять по усмотрению корпорации.
Однако критерии принятия такого решения законопроектом не предусмотрены, что является существенной коррупционной составляющей, предоставляя право корпорации вне объективных, установленных законом критериев, на основании исключительно собственного усмотрения принимать соответствующие решения.
В общей сложности у Минэнерго возникло более 10 базовых возражений к законопроекту.

Доводы Минприроды и Минэнерго во многом схожи.
Минприроды в своем отзыве заявляет об отсутствии очевидных целей и достаточных оснований для создания такой госкорпорации.
Предоставление госкорпорации заявленных в законопроекте широких полномочий может и вовсе негативно сказаться на перспективах развития шельфа..
Минприроды считает, в частности, что наделение корпорации предлагаемыми полномочиями будет противоречить принципам функционирования системы органов исполнительной власти.

Идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ в июле 2019 г. предложил В. Путину вице-премьер Ю. Трутнев.
Сейчас по закону самостоятельно разрабатывать шельф могут только госкомпании - Газпром и Роснефть, которые получили 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, с обязательством пробурить 86 скважин за 20 лет.
Однако за прошедшее время пробурено только 5 скважин.
Т.е. первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорванными.
По разным оценкам такое медленное развитие проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб.
По мнению Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.
Суть инициативы вице-премьера в том, чтобы частные компании могли входить в консорциум с Росшельфом.
При этом госкорпорация осуществляла бы сбор и экспертизу заявок на участки шельфа, согласовывала проекты разработки месторождений, вела переговоры с инвесторами.
Данный вопрос стоит на повестке уже достаточно долго.
В целом изначально инициативу Ю. Трутнева встретили довольно позитивно.
Так, в августе 2019 г. министр энергетики А. Новак заявил, что считает целесообразным привлечение иностранных инвесторов к разработке арктического шельфа РФ для нераспределенных лицензий.
В сентябре 2019 г. Д. Козак и Ю. Трутнев провели рабочее совещание по вопросу о предоставлении доступа к шельфу Арктики, по итогам которого был дан ряд поручений в т.ч. внести в правительство РФ соответствующий проект ФЗ.

ЛУКОЙЛ, успешно реализующий проекты на шельфе Балтийского и Каспийского морей, не раз просил правительство предоставить ему допуск к освоению арктического шельфа.
Однако это было давно, а при нынешней цене на нефть ЛУКОЙЛ не готов реализовывать проекты в Арктике из-за низкой рентабельности.
Кроме того наиболее перспективные участки уже лицензированы Роснефтью и Газпромом.
Вызывает большие сомнения, что оставшиеся участки будут интересны частным инвесторам.
В самом Минэнерго признали, что при нынешних ценах на нефть добыча на части месторождений на шельфе Арктики может быть нерентабельна.



Автор: Д. Савосин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK