Об этом сообщил замминистра России по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутиков в рамках парламентских слушаний «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года».
Тезисы А. Крутикова:
-
Прежде всего, в новой арктической стратегии нужно четко описать то, чего государство хочет добиться в 2035 г.
-
Будет продолжать расти вклад Арктики в нефтегазовый сектор.
-
Вполне реально довести показатель добычи газа до 90% от общероссийского уровня и до 1/4 всей добычи нефти в России.
-
Арктика имеет потенциал обеспечить России место одного из лидеров на мировом рынке СПГ, производя до 120 млн т СПГ в год.
-
Здесь в ближайшие 15 лет появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики – нефтегазохимия.
-
Все это приведет к увеличению загрузки Северного морского пути (СМП) до 160 млн т в год, то есть в 8 раз выше цифры 2018 г.
При этом отмечается, что в настоящее время проектом стратегии предполагается создание к 2015 г. в Арктической зоне до 200 тыс. рабочих мест, формирование целевого заказа для тысяч российских предприятий, работающих в разных сферах, в том числе в сфере высоких технологий.
Расширение доступа компаний к шельфу Арктики
Законопроект о доступе компаний к нераспределенному арктическому шельфу планируют представить на общественное обсуждение в течение месяца.
Напомним, что по итогам совещания вице-премьера РФ Д. Козака и вице-премьера – полпреда президента РФ в ДФО Ю. Трутнева было дано поручение разработать законопроекты, расширяющие доступ частных инвесторов к разработке арктического шельфа.
Согласно поручению, законопроект по расширению допуска частных инвесторов для разработки шельфа Арктики должен предусматривать расширение круга лиц, которым может быть предоставлено право пользования недрами, содержащими запасы и ресурсы углеводородного сырья, расположенными на континентальном шельфе Арктической зоны РФ.
Сегодня по закону только подконтрольные государству компании (где государству принадлежит не менее 50%), имеющие как минимум 5-летний опыт работы на шельфе, могут претендовать на разработку недр российского шельфа Арктики.
С 2016 г. действует мораторий на выдачу новых лицензий на шельфовые месторождения, в настоящее время к шельфу допущены только Газпром и Роснефть.
Особый экономический режим
Проект закона об особом экономическом режиме в Арктической зоне РФ уже согласован, до конца 2019 г. документ планируют внести в Госдуму.
Напомним, что в апреле 2019 г. министерство опубликовало законопроект о преференциях для реализации проектов в Арктике.
Согласно законопроекту, все инвесторы на территории Арктической зоны могут рассчитывать на применение положения о неухудшении налоговых условий на весь период реализации проекта.
В частности, предусматривается, что для резидентов будут действовать:
- режим свободной таможенной зоны,
- сокращенные сроки оформления грузов,
- снижение налогов – налог на прибыль 7% на весь срок реализации проекта.
Отметим, что предусмотренный законопроектом правовой механизм поддержки инвестиционной деятельности в Арктике в целом похож на механизм поддержки Свободного порта Владивосток, благодаря которому заметно улучшилась экономическая активность в ДФО.
Законопроектом предполагается применить в Арктической зоне РФ зарекомендовавший себя механизм поддержки развития макрорегиона.
Сегодня под Арктической зоной РФ (АЗРФ) понимаются сухопутные территории, к которым относятся полностью территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, части территорий Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области, примыкающие к ним акватории и арктический континентальный шельф.
Акватории Арктической зоны и границы арктического шельфа устанавливаются или определяются правительством РФ.
Управление АЗРФ осуществляют: госкомиссия по вопросам развития Арктики, уполномоченный федеральный орган и управляющая компания.
Функции оператора СМП
Функции единого оператора СМП должны распространяться на территории от Новой земли до Камчатки, а не до Чукотки, где заканчиваются определенные в данный момент границы СМП.
Специально для этого в стратегии развития Арктики до 2035 г. будет введено понятие Северного морского транспортного коридора.
По словам А. Крутикова, функции единого оператора СМП должны распространяться на весь этот коридор.
В целом СМП предлагается сделать глобально конкурентоспособным транспортным коридором и, начиная с 2030 г. годов, наращивать объем международных перевозок.
При этом отмечается, что стоимость прохождения СМП за счет господдержки должна быть чуть ниже стоимости южного маршрута, по крайней мере, в первые годы.
Примечательно, что уже сегодня начата проработка проекта создания регулярной контейнерной линии между г. Мурманск и г. Петропавловск-Камчатский, до которых из Европы и Азии грузы будут доставляться фидерными судами, отечественными атомными, а также СПГ-контейнеровозами, и доставляться под гарантии государства.
Социальные задачи
Потребность в финансировании мероприятий соцсферы стратегии развития Арктики до 2035 г. оценивается в 350 млрд руб.
Источником указанных средств должны стать налоги от реализации новых проектов в Арктической зоне.
По словам А. Крутикова, сокращение населения из Арктической зоны за последние 15 лет составило порядка 300 тыс. человек.
Существующий разрыв между вкладом Арктики в экономическое развитие России и качеством жизни живущего там населения А. Крутиков предлагает считать ключевым внутренним вызовом, с которым предстоит работать ближайшие 15 лет.
Речь идет о необходимости повышения таких показателей, как:
- продолжительность жизни,
- качество образования,
- доступность жилья,
- состояние городской среды,
- транспортная доступность.
Автор: Н. Жабин