USD 91.6012

0

EUR 101.6125

0

Brent 78.15

-0.87

Природный газ 2.18

+0.15

4 мин
...

Арктика может обеспечить добычу 90% всего российского газа к 2035 г.

По словам замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутикова, в Арктике ближайшие 15 лет будет активно развиваться нефтегазохимия

Арктика может обеспечить добычу 90% всего российского газа к 2035 г.

Москва, 29 окт - ИА Neftegaz.RU. Объем добычи газа в Арктической зоне РФ в 2035 г., согласно разрабатываемой стратегии развития территории, может составить 90% от всего добываемого российского газа.

Об этом сообщил замминистра России по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутиков в рамках парламентских слушаний «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года».


Тезисы А. Крутикова:

  • Прежде всего, в новой арктической стратегии нужно четко описать то, чего государство хочет добиться в 2035 г.

  • Будет продолжать расти вклад Арктики в нефтегазовый сектор.

  • Вполне реально довести показатель добычи газа до 90% от общероссийского уровня и до 1/4 всей добычи нефти в России.

  • Арктика имеет потенциал обеспечить России место одного из лидеров на мировом рынке СПГ, производя до 120 млн т СПГ в год.

  • Здесь в ближайшие 15 лет появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики – нефтегазохимия.

  • Все это приведет к увеличению загрузки Северного морского пути (СМП) до 160 млн т в год, то есть в 8 раз выше цифры 2018 г.

При этом отмечается, что в настоящее время проектом стратегии предполагается создание к 2015 г. в Арктической зоне до 200 тыс. рабочих мест, формирование целевого заказа для тысяч российских предприятий, работающих в разных сферах, в том числе в сфере высоких технологий.


Расширение доступа компаний к шельфу Арктики

Законопроект о доступе компаний к нераспределенному арктическому шельфу планируют представить на общественное обсуждение в течение месяца.

Напомним, что по итогам совещания вице-премьера РФ Д. Козака и вице-премьера – полпреда президента РФ в ДФО Ю. Трутнева было дано поручение разработать законопроекты, расширяющие доступ частных инвесторов к разработке арктического шельфа.

Согласно поручению, законопроект по расширению допуска частных инвесторов для разработки шельфа Арктики должен предусматривать расширение круга лиц, которым может быть предоставлено право пользования недрами, содержащими запасы и ресурсы углеводородного сырья, расположенными на континентальном шельфе Арктической зоны РФ.

Сегодня по закону только подконтрольные государству компании (где государству принадлежит не менее 50%), имеющие как минимум 5-летний опыт работы на шельфе, могут претендовать на разработку недр российского шельфа Арктики.

С 2016 г. действует мораторий на выдачу новых лицензий на шельфовые месторождения, в настоящее время к шельфу допущены только Газпром и Роснефть.


Особый экономический режим

Проект закона об особом экономическом режиме в Арктической зоне РФ уже согласован, до конца 2019 г. документ планируют внести в Госдуму.

Напомним, что в апреле 2019 г. министерство опубликовало законопроект о преференциях для реализации проектов в Арктике.

Согласно законопроекту, все инвесторы на территории Арктической зоны могут рассчитывать на применение положения о неухудшении налоговых условий на весь период реализации проекта.

В частности, предусматривается, что для резидентов будут действовать:

  • режим свободной таможенной зоны,
  • сокращенные сроки оформления грузов,
  • снижение налогов – налог на прибыль 7% на весь срок реализации проекта.

Отметим, что предусмотренный законопроектом правовой механизм поддержки инвестиционной деятельности в Арктике в целом похож на механизм поддержки Свободного порта Владивосток, благодаря которому заметно улучшилась экономическая активность в ДФО.

Законопроектом предполагается применить в Арктической зоне РФ зарекомендовавший себя механизм поддержки развития макрорегиона.

Сегодня под Арктической зоной РФ (АЗРФ) понимаются сухопутные территории, к которым относятся полностью территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, части территорий Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области, примыкающие к ним акватории и арктический континентальный шельф.

Акватории Арктической зоны и границы арктического шельфа устанавливаются или определяются правительством РФ.

Управление АЗРФ осуществляют: госкомиссия по вопросам развития Арктики, уполномоченный федеральный орган и управляющая компания.


Функции оператора СМП

Функции единого оператора СМП должны распространяться на территории от Новой земли до Камчатки, а не до Чукотки, где заканчиваются определенные в данный момент границы СМП.

Специально для этого в стратегии развития Арктики до 2035 г. будет введено понятие Северного морского транспортного коридора.

По словам А. Крутикова, функции единого оператора СМП должны распространяться на весь этот коридор.

В целом СМП предлагается сделать глобально конкурентоспособным транспортным коридором и, начиная с 2030 г. годов, наращивать объем международных перевозок.

При этом отмечается, что стоимость прохождения СМП за счет господдержки должна быть чуть ниже стоимости южного маршрута, по крайней мере, в первые годы.

Примечательно, что уже сегодня начата проработка проекта создания регулярной контейнерной линии между г. Мурманск и г. Петропавловск-Камчатский, до которых из Европы и Азии грузы будут доставляться фидерными судами, отечественными атомными, а также СПГ-контейнеровозами, и доставляться под гарантии государства.


Социальные задачи

Потребность в финансировании мероприятий соцсферы стратегии развития Арктики до 2035 г. оценивается в 350 млрд руб.

Источником указанных средств должны стать налоги от реализации новых проектов в Арктической зоне.

По словам А. Крутикова, сокращение населения из Арктической зоны за последние 15 лет составило порядка 300 тыс. человек.

Существующий разрыв между вкладом Арктики в экономическое развитие России и качеством жизни живущего там населения А. Крутиков предлагает считать ключевым внутренним вызовом, с которым предстоит работать ближайшие 15 лет.

Речь идет о необходимости повышения таких показателей, как:

  • продолжительность жизни,
  • качество образования,
  • доступность жилья,
  • состояние городской среды,
  • транспортная доступность.



Автор: Н. Жабин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram