Тезисы В. Сазанова:
- за последние 4 года объем льгот вырос с 460 млрд руб. до 1 трлн руб., при этом инвестиции 5 крупнейших нефтяных компаний увеличились только на 11%, до 2 трлн руб.;
- нефтекомпании тратят деньги на выкуп акций, дивиденды, погашение кредитов, а не на новые проекты;
- уровень инвестиций главным образом зависит от нефтяных котировок и геополитической ситуации;
- для выпадающих доходов придется искать источники компенсации.
Как отметил замминистра энергетики П. Сорокин, льготы в 1 трлн руб. для добычи (текущий уровень) принесли 85 млн т дополнительной добычи, которой никогда бы не было, и 1,7 трлн руб. поступлений в бюджет, то есть полностью себя окупили.
Но в целом Минэнерго солидарно с Минфином: к 2035 г. доля льготируемой добычи вырастет до 79%.
Среднегодовой темп падения добычи без льгот составит 7%, а льготируемой добычи - 1%.
П. Сорокин подчеркнул, что в условиях когда себестоимость растет, конкуренция между видами топлива также растет, нефтегазовая рента будет сжиматься с 2х сторон.
Нужно принять тот факт, что структура доходов государства будет меняться: или за счет падающей добычи, или из-за масштабной бюджетной поддержки, которая понадобится, чтобы замедлить падение.
Это неизбежно: качество запасов ухудшается, и добыча будет падать в любом случае, указывали нефтяники. «Добыча дорожает и будет дорожать, этот процесс нельзя остановить», — констатировал советник гендиректора «Газпром нефти» Павел Карчевский.
Самые значимые льготы получила Роснефть в 2017 г. для Самотлорского месторождения: вычеты из НДПИ для него составят 350 млрд руб. на 10 лет, но компания обязалась увеличить добычу и компенсировать выпадающие доходы ростом налогов в будущем.
На данный момент в правительстве также обсуждают льготы для еще нескольких месторождений Роснефти - Приобского и ряда месторождений Ванкорского кластера.
Автор: Д. Савосин