Об этом сообщила НТИ.
Поддержку получит компания, которая создает платформу виртуального моделирования безэкипажного судовождения рынка Маринет программы НТИ.
Проект выполняет компания Кронштадт Технологии, соисполнителями являются ФГУП Крыловский государственный научный центр (Крыловский ГНЦ) и научно-производственное предприятие Авиационная и морская электроника (НПП АМЭ).
Объем поддержки из бюджета НТИ составит 263 млн руб.
Платформа моделирования безэкипажного судовождения позволяет в режиме виртуальной реальности создавать и анализировать множество ситуаций в условиях автоматического управления судами.
Использовать платформу смогут создатели автономного транспорта, судоходные компании, а также учебные центры, обучающие персонал для безэкипажного судовождения.
Внедрение технологий безэкипажного судовождения сократит численность экипажа на борту судна.
Безэкипажным судам не нужны кухни, спальные помещения, больничные отсеки, места отдыха и сантехники, что создает больше места для груза.
Это позволит снизить объемы затрат судоходных компаний, поскольку по данным НТИ, содержание моряков составляет 30-40% от ежедневных операционных расходов корабля.
Помимо этого, исключение «человеческого фактора» повысит уровень безопасности перевозок и снизит нагрузку на бизнес в виде экономических потерь в результате ошибок при управлении судном.
Есть нюанс.
А что будет, если у безэкипажного судна вдруг аварийно отключится связь с оператором на материке? Или сломается двигатель?
Для безэкипажного судна аварийный ремонт - это большая проблема.
На сегодняшний день разработками в области безэкипажного судовождения занимаются такие компании, как:
- Rolls-Royce,
- Kongsberg,
- ABB,
- Sea Machines Robotics,
- Mitsui.
К сожалению, власти РФ вовремя не уловили эту тенденцию в судостроении.
Лидерами в области unmanned ships являются Норвегия, Финляндия, Сингапур и Китай.
Именно там разгорается конкуренция за безэкипажные перевозки:
- верфь в Норвегии собирается строить безэкипажный 237-футовый электрический контейнеровоз с аккумуляторным питанием YARA Birkeland;
- Финляндия рассматривает проекты безэкипажного парома;
- Китай разрабатывает программу испытаний судов без экипажа;
- японские JSL сформировали консорциум с целью строительства 250 грузовых судов с дистанционным управлением к 2025 г.
Норвежское беспилотное судно будет 1м в мире.
Это проект YARA - производителя удобрений и Kongsberg Maritime, гражданская дочка норвежских военных. YARA Birkeland в каботажном режиме вдоль фьорда будет перевозить до 120 20-футовых контейнеров/рейс с удобрениями в порты Бревик и Ларвик, существенно снизив нагрузку на автомагистрали Норвегии.
Будет сэкономлено 40 000 поездок/год на грузовиках между заводом YARA и 2мя экспортными портами.
Для нефтегаза более интересен проект безэкипажных вспомогательных судов малой грузоподъемности Hronn компании Kongsberg Maritime.
Такие суда могут доставлять грузы на морские буровые платформы в Арктике и не только.
Строительство безэкипажных судов малой грузоподъемности выглядит довольно реальным, но о безэкипажных нефтеналивных танкерах типоразмера Афрамакс пока говорить рано.
Любопытно, что в США тоже проспали эту тенденцию, минимум на 5 лет, особенно в гражданском судостроении, но пытаются наверстать упущенное.
У американцев уже есть беспилотный корабль Морской охотник (Sea Hunter), строятся противолодочные корабли - дроны.
В 2017 г. Google установил партнерские отношения с Rolls-Royce для разработки программного обеспечения (ПО) для искусственного интеллекта, которое поможет сделать безэкипажные суда реальностью.
В январе 2018 г. Rolls-Royce открыл исследовательский цент в г. Турку, Финляндия, чтобы развивать безэкипажное судоходстве.
Автор: Н. Жабин, О. Бахтина