В последнее время мы стали свидетелями серьезных проблем в нефтеперерабатывающей отрасли, которые стали очевидны после разразившихся весной и этим летом дефицита нефтепродуктов в ряде регионов. Говорили о возвращении Евро-2 и модернизации нефтепроизводства. Теперь выяснилось, что модернизация эта будет добровольно-принудительной.
Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС подписали соглашение с 12 нефтяными компаниями. Согласно этому документу, производители нефтепродуктов обязались перейти на производство более качественного топлива. Полный переход предполагается осуществить до 2015 г.
Какие конкретно санкции предусматривает соглашение, не оговорено, но по словам И.Сечина, меры, которые будут применяться по отношению к нарушителям уже выработаны. Одной из таких мер станет то, что информация о ходе модернизации НПЗ компаниями теперь будет учитываться информация о ходе модернизации НПЗ компаниями, и Роснедра вправе будут отказать тому или иному претенденту на участок по причине его несоответствия заявленным требованиям.
Ростехнадзор " ополчился" на Рязанский НПЗ, оборудование которого по его мнению требует реконструкции, а сам завод работает с нарушениями безопасности.Уже в сентябре Ростехнадзор закончит проверку крупных российских НПЗ, - сообщил Н.Кутьин.
А таможенники будут осуществлять детальную проверку полноты и своевременности уплаты сборов и платежей тех компаний, НПЗ которых не имеют мощностей вторичных процессов переработки сырья, а также компаний, не проводящих работы по модернизации. Никакие отсрочки по отношению к таким компаниям действовать не будут.
Напомним, еще весной 2008 г правительство России призывало нефтяников отказаться от выпуска бензина стандарта Евро-2 начиная с 2009 г, причем первоначальный план предполагал полный отказ не только от Евро-2, но и от Евро-3 и Евро-4 (конечно, от последних двух стандартов предполагалось отказываться постепенно). Конечно, тратиться на модернизацию не хотелось никому, и компании без особого восторга встретили призыв властей. А кризисная ситуация на российском нефтерынке вскоре заставила правительство идти на уступки производителям, и срок эксплуатации запрещённого с 1 января 2011 г стандарта Евро-2 был вновь продлен по инициативе Минэнерго.
Евро-2 воспринимался как панацея. И неудивительно: этот стандарт дает нефтеперерабатывающим компаниям возможность увеличить объём выпускаемого топлива, что помогает справится с дефицитом. А теперь стало ясно, каким образом правительство будет стимулировать тех, кто не поторопится модернизировать свои НПЗ. Сперва предполагалось действовать пряником, снижая акцизы на менее экологичный бензин, а теперь, как мы видим, в ход пошел еще и кнут, так как все бонусы компании тратили на более выгодные, чем модернизация, нужды.