ФАС вынесла на рассмотрение правительства законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов», согласно которому вертикально интегрированные нефтяные компании де-факто лишатся возможности строить и покупать новые АЗС и даже участки под них в ряде регионов России. Санкции будут распространятся на компании, чья доля на региональном рынке превышает 35%.
Причем если компания нарушит закон и все-таки приобретет или построит новую АЗС, сделка автоматически аннулируется, а ФАС получит возможность требовать дополнительного наказания для компании в суде. А наказание это может быть очень и очень суровым: компания-нарушитель может быть принудительно разделена на отдельные организации, которые будут проданы неаффилированным структурам.
По данным ФАС на 2010 г, более чем в 50 субъектах РФ доля нефтяных компаний в рознице превышала 35%, причем в каждом третьем регионе регионе этот показатель составлял 50-60%. Среди компаний-монополистов особенно выделялись Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР и Газпром нефть. Газпром и ЛУКОЙЛ, кстати, признали за собой монопольное завышение цен на нефтепродукты.
Кроме региональных монополистов, карательные меры будут применены к компаниям, в руках которых находится более четверти мощностей по хранению нефтепродуктов. Для таких компаний ФАС приготовила другие меры: их обяжут предоставлять услуги по хранению нефтепродуктов независимым компаниям, причем на недискриминационных условиях.
ФАС не обошла вниманием и проблему цен топливо для независимых АЗС, которые сегодня переплачивают втридорога по сравнению с розничными сетями вертикально интегрированных нефтяных компаний. Чтобы устранить этот дисбаланс, ФАС запретит юрлицам заниматься одновременно оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами.
Также правительство сможет ознакомиться с новой формулой расчета конкурентной цены на нефть, предложенной ФАС. По словам главы ФАС И.Артемьева, нефтяникам пора готовиться к новым многомиллиардным штрафам в рамках новой антимонопольной кампании ведомства.
Причем предыдущие кампании ФАС успеха не имели – первая так и не принесла никаких плодов, а вторая вообще привела весной 2011 г к бензиновому кризису.
Ведомство начало работу над новым проектом больше года назад. Тогда еще были основания полагать, что причина роста розничных топливных цен – монополисты, устанавливающие «заоблачные» цены на своих АЗС. Тогда ФАС поставило своей главной целью увеличение доли независимых компаний на розничном рынке, что должно было обеспечить падение цен.
Но весенний бензиновый кризис показал, что ФАС ошибалась. Тогда вертикально интегрированные компании снабжали топливом только собственные АЗС, тогда как независимым компаниям приходилось покупать его по биржевым ценам, которые в тот период не останавливали свой рост. В итоге они были вынуждены были либо простаивать без дела, либо завышать цены. В любом случае независимые игроки нефтяного рынка теряли клиентов и несли убытки и часто были вынуждены продавать свои АЗС.
Тогда же обнаружилась прореха в антимонопольном законе: когда компания продает все топливо через собственные АЗС и не отправляет излишки на экспорт, она перед ФАС «чиста».
Вскоре пришла новая волна топливного кризиса: аэропорты стали жаловаться на дефицит керосина, хотя к этомй не было никаких предпосылок.
ФАС, похоже, настроена серьезно. Нефтяникам пора готовится к штрафам и притеснениям со стороны антимонопольщиков. Уже скоро станет известно, сколько заплатят за свои нарушения Роснефть, ЛУКОЙЛ и Газпром нефть.