ЛУКОЙЛ во 2-й раз столкнулся с проблемами с болгарской таможней.
Таможенники опять посчитали, что приборы учета произведенного топлива у ЛУКОЙЛа по-прежнему неисправны.
Если 2 года назад таможня дала добро ЛУКОЙЛу на исправление ситуации, то сейчас лишила возможности транспортировать и продавать произведенное на НПЗ топливо.
Если продажи на внутреннем рынке прекратятся хотя бы на неделю, компания может потерять 140—150 млн долл США выручки.
ЛУКОЙЛ лишился лицензии на хранение нефти и нефтепродуктов в Бургасе.
Таможня отозвала лицензию у ЛУКОЙЛ-Болгарии на управление магистральным нефтепродуктопроводом (МНПП) от НПЗ ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас и ближайшими к нему нефтехранилищами в городах Карнобат, Стара Загора, Пловдив, Ветрен, Ихтиман и Илиянци.
Лицензия была отозвана по результатам проверки Таможенного агентства (состоялась 9-12 и 18-19 апреля 2013 г ), в ходе которой выяснилось, что не все счетчики ЛУКОЙЛа работают и работают правильно.
Часть приборов функционировала с отклонениями и не передавала данные об объемах топлива в Таможенное агентство, отмечается в пресс - релизе.
ЛУКОЙЛ не смог уложиться в сроки, потому что осенью 2012 г правительство Болгарии приняло специальную поправку, которая потребовала установки дополнительных приборов учета топлива вдоль МНПП от Бургаса до нефтехранилищ.
Компания смогла оперативно установить приборы учета, на некоторых точках проблемы были устранены в ходе проверок, о чем еще 10 апреля 2013 г информировала Таможенное агентство.
В письмах ЛУКОЙЛ пригласила специалистов таможенной службы проверить контрольные точки.
Однако таможня отказалось выполнять свои обязательства по проверке.
Приостанавливать деятельность НПЗ в ЛУКОЙЛе не намерены, надеясь на скорое разрешение ситуации.
Вероятно, пока ЛУКОЙЛ будет компенсировать проблемы поставкой с румынского НПЗ
Если этого не случится в ближайшее время и лицензия не будет возвращена, то компания будет оспаривать решение Таможенного агентства в суде.
В конце июля 2011 г болгарские таможенники отозвали лицензию но производство топлива у крупнейшего на Балканах НПЗ Нефтехим, принадлежащего ЛУКОЙЛу, лишив корпорацию шансов на реализацию своей продукции.
А обслуживает НПЗ не только Болгарию, но и Балканы, США и некоторые страны Азии.
До этого НПЗ уже были вынесены предупреждения, что Министерство финансов и Таможенная служба Болгарии применят к предприятию санкции, если НПЗ не произведет модернизацию до конца июня 2011 г.
Тогда было сказано, что заводу вернут лицензию, если будут выполнены требования таможени, среди которых установление измерительного оборудования учета произведенного и проданного топлива. Устройства должны передавать эти сведения органам надзора в режиме онлайн.
Можно предположить, что строгость болгарской таможни тогда была неслучайна.
А конкретнее – что здесь не обошлось без влияния затянувшейся истории со строительством в Болгарии АЭС на российские инвестиции.
Под влиянием этой ситуации Болгария уже заявляла о своем намерении диверсифицировать поставки нефти и газа в страну за счет сокращения объемов топлива из России.
Несмотря на жесткие заявления болгар, ЛУКОЙЛу удалось решить проблему с остановкой НПЗ в Бургасе.
Однако при этом болгарская сторона тогда выдвинула ЛУКОЙЛу новое обвинение, в нарушении антимонопольного законодательства и завышении цен на топливо.
ЛУКОЙЛ в Болгарии - монополист по производству топлива, поэтому внимание антимонопольщиков Болгарии тоже понятно.
НПЗ ЛУКОЙЛа в Бургасе имеет мощность 9,8 млн тн.
LUKOIL Neftochim Bourgas закрывает около 70% оптового рынка топлива в Болгарии.
Реализует эти нефтепродукты торговая компания LUKOIL Bulgaria.
Добавьте к этому около 200 АЗС, которыми владеет ЛУКОЙЛ.
Для Болгарии это немало, 26% розничного рынка по топливу.