Налоговый маневр в нефтяной отрасли обойдется российским нефтеперерабатывающим заводам в 2,4 млрд долл США / год, еще 3,4 млрд долл США придется выложить промышленным потребителям топлива, подсчитали аналитики ВТБ Капитала.
К 9 июня 2014 г власти должны придумать, как минимизировать их убытки.
Минфин придумал налоговый маневр, предполагающий снижение российской пошлины на экспорт нефти и такое же резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых на нефть ( НДПИ).
Это еще больше увеличит экспорт сырой нефти, что приведет к повышению внутренней цены на нефть, а это опечалит нефтепереработчиков.
Ждали создания ЕАЭС, чтобы произвести налоговый маневр.
29 мая 2014 г президенты России, Казахстана и Белоруссии В.Путин, Н.Назарбаев и А.Лукашенко подписали Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Тогда же Россия пообещала, что с 2015 г в бюджете Белоруссии будет оставаться 1,5 млрд долл США от вывозных таможенных пошлин.
Беларусь до 2025 г, когда будет сформирован общий рынок нефтепродуктов, будет обеспечена нефтью для полной загрузки своих НПЗ.
Время налогового маневра пришло.
Поручение просчитать варианты налогового маневра в нефтяной отрасли, который должен стать ответом на создание ЕАЭС, давал вице-премьер А.Дворкович.
Он рассказал, что вариантов 2, и лишь 1 из них предполагает, собственно, маневр.
О налоговом маневре дискутируют многие.
В апреле 2012 г Минфин подготовил проект нового налогового документа: «Основные направления налоговой политики на 2013 г и последующие 2 года».Именно тогда Минфин определился с «налоговым маневром»: дополнительные доходы бюджета будут найдены за счет повышения НДПИ для Газпрома, а также за счет налогообложения офшоров. Нефтяникам предполагалось ввести новый налог на добавочный доход, который бы заменил экспортные пошлины.
В октябре 2013 г А.Дюков заявил, что компании, делавшие упор на выпуск необходимых рынку светлых нефтепродуктов, понесут серьезные потери.
Тогда же, курирующий ТЭК вице-премьер А.Дворкович сообщил, что рост цен на бензин в России в 2014 г, в основном из-за налогового маневра, оценивается в 6-10%.
А Fitch посчитало, что налоговый маневр не будет иметь существенного влияния на Роснефть, Татнефть и ЛУКОЙЛ, в связи с тем, что общая сумма налога на экспортируемую ими нефть останется прежней, а вот для Alliance Oil и Башнефть последствия могут быть хуже.
А.Корсик сообщил, что Башнефть потеряет не более 1 млрд руб в 2014 г от налогового маневра.
Вероятно, на всякий случай, Alliance Oil уже объединил активы в СП с ННК Э.Худайнатова.
Президент ЛУКОЙЛ В.Алекперов, ранее говорил, что в 2014 г подорожание бензина может составить 10-15%.
Еще в марте 2014 г стало известно, что Минфин РФ обсуждает изменение параметров налогового маневра в нефтяной отрасли.
Вариант Минфина предлагает форсированное снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла - более чем 50% в 2016 г.
Экспортная пошлина на нефть в 2014 г рассчитывается по формуле, включающей коэффициент 0,59 к средней цене мониторинга.
В 2015 г коэффициент составит 0,57, в 2016 г - 0,55.
Компенсировать выпадающие доходы бюджета Минфин предлагает повышением ставки НДПИ в 2 раза: до 1005 руб / т в 2016 г против текущих 493 руб / т.
Повышение цен на внутреннем рынке будет сдерживаться снижением акцизов.
«За снижение экспортной пошлины кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники» - сказал директор департамента налоговой политики Минфина И.Трунин.
Аналитики ВТБ Капитала печалятся, что за форсированный нефтяной маневр по схеме Минфина заплатят переработчики нефти и промышленные потребители топлива в России.
Около 6 млрд долл США / год потеряют белорусские НПЗ.
На такую сумму сейчас перечисляет Белоруссия экспортную пошлину на нефтепродукты в российский бюджет по 2-сторонним договоренностям.
Суммарная нагрузка на российских производителей нефтепродуктов вырастет в виде роста цен на нефть на сумму 8,1-9,6 млрд долл США / год.
Независимым НПЗ маневр обойдется в 2,4 млрд долл США / год, промышленным потребителям топлива, в тч ТЭС - в 1,9-3,4 млрд долл США / год, авиакомпаниям -в 1 млрд долл США / год, нефтехимии - 1,3 млрд / год, переработчики газового конденсата -в 1,5 млрд долл США / год.
Из числа вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) нагрузка вырастет на Башнефть, Газпром нефть и ЛУКОЙЛ.
Татнефть и Сургутнефтегаз, в структуре производства которых доминирует добыча нефти, но мало переработки, могут оказаться даже в выигрыше.