Закон «О тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Учитывая мировую практику, Туркменистан следует по пути организации тендера, как наиболее эффективного способа выбора на конкурсной основе поставщика (подрядчика) товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Предполагается. что это позволяет сделать поставки по госзаказу прозрачными, что снизит торговлю влиянием или коррупцию.
Проведение тендера по выбору поставщика (подрядчика) товаров, работ и услуг для государственных нужд становится обязательным условием.
Принятый закон призван регулировать процедуру организации и проведения тендера по обеспечению товарами для государственных нужд и возникающие при этом правовые отношения.
Цели закона :
обеспечить эффективность использования государственных средств;
развитие здоровой конкуренции между поставщиками (подрядчиками);
обеспечение прозрачности процедуры тендера;
повышение ответственности поставщиков (подрядчиков) за исполнение обязательств по договорам поставки товаров и подряда на оказание услуг.
Закон предусматривает жесткие требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам).
Они должны иметь соответствующие лицензии, сертификаты или иные разрешения на осуществление деятельности.
Потенциальные поставщики (подрядчики) должны обладать профессиональной и технической компетентностью, опытом и репутацией, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, а также иметь профессиональный штат специалистов.
В число требований закон также включает – платежеспособность поставщика (подрядчика).
Кроме того, они не должны быть зарегистрированы в офшорных зонах, являться офшорными компаниями.
Также не должны быть лицами, в отношении которых имеется конфликт интересов.
Такими лицами закон признает госслужащих в качестве потенциальных поставщиков. Организатор тендера не может быть в близком родстве с поставщиком.
Открытость и прозрачность тендерных процедур прослеживается во всех нормах закона.
Так, организатор тендера публично извещает о проведении тендера, знакомит потенциальных поставщиков (подрядчиков) с тендерной документацией.
Тендерная комиссия регистрирует все заявки на предквалификационный отбор, по просьбе потенциального поставщика дает исчерпывающую информацию об условиях и порядке проведения тендерных процедур и поставок.
О результатах предквалификационных процедур уведомляется каждый потенциальный поставщик (подрядчик).
Вскрытие конвертов с тендерными заявками происходит в установленный организатором тендера срок.
При этом присутствуют все оференты (потенциальные поставщики) или их представители.
Все существенные условия поставок, предлагаемые каждым оферентом, открыто объявляются присутствующим.
Победившей признается тендерная заявка, которая является экономически наиболее выгодной по совокупности критериев отбора.
Сюда включаются цена, график работ и платежей, качество предоставляемого товара (услуги).
В случае если переговоры с победителем не приводят к контракту, то организаторы тендера признают победителем из числа других оферентов, сделавших второе по выгодности предложение.
При проведении тендера в отношении особо важных государственных объектов закон предусматривает возможность привлекать к тендерным процедурам независимых инвестиционных консультантов или экспертов.
Установлена ответственность сторон за проведение тендерных процедур в установленном законом порядке.
Споры, возникающие при осуществлении тендерных процедур, разрешаются в судебном порядке.