Минприроды РФ подготовило законопроект, в рамках которого предлагает ввести повышенные вычеты из налога на прибыль к расходам на геологоразведку (ГРР).
Как сообщили в ведомстве, текст законопроекта был размещен 18 октября 2016 г для публичного обсуждения.
Как говорится в пояснительной записке, проект федерального закона (ФЗ) о внесении изменений в ст 261 ч 2 Налогового кодекса РФ разработан в целях стимулирования ГРР на континентальном шельфе РФ.
Изменения в ст 261 Налогового кодекса РФ нацелены на уточнение порядка учета расходов на освоение природных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с геологическим изучением недр, разведкой месторождений и добычей углеводородного сырья.
Как отметил С.Донской, законопроект вводит дополнительные механизмы стимулирования ГРР, роста инвестиционной активности пользователей недр по поиску, оценке и разведке месторождений углеводородного сырья.
Такие меры будут способствовать повышению степени геологической изученности и дополнительному приросту прогнозных ресурсов углеводородного сырья.
Предложенный в законопроекте подход позволит недропользователю направить часть прибыли, полученной при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях, на финансирование расходов на поисково-оценочные и ГРР на иных участках недр.
Также в качестве меры стимулирования поисково-оценочных работ на континентальной части РФ предлагается механизм повышающего коэффициента Кпо, равного 1,5, к расходам на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В отношении континентального шельфа РФ повышающий коэффициент Кпо планируется установить в размере 3,5 с учетом низкой инвестиционной привлекательности проектов новых морских месторождений углеводородного сырья, а также сложных технических условий проведения поисково-оценочных и геологоразведочных работ на таких месторождениях, связанных с географическими и климатическими особенностями.
При этом коэффициент планируется применять не только для поисково-оценочных работ, но и для ГРР на таких месторождениях.
Что ж, налоговые послабления были бы для компаний очень кстати.
Дело в том, что период после 2018 г может стать критическим для многих нефтегазовых проектов на континентальном шельфе.
Ирония судьбы такова, что по условиям лицензий основные объемы ГРР и поисково-оценочного бурения заложены уже с 2016 г с последующим увеличением до 2022-2023 гг.
А низкие цены на нефть пока не позволяют компаниям развернуться с масштабными проектами.
Это вынуждает Роснефть и Газпром все чаще обращаться за внесением изменений по срокам работ в лицензии.
Отметим, что правительство РФ не выдает лицензии на участки на шельфе РФ с мая 2016 г.
Сегодня на российском арктическом шельфе залицензировано 1,7 млн км2, т.е 24,5% от общей площади.
На акватории 12 морей действует 122 лицензий, у Роснефти 51 лицензия, у Газпрома - 40.
Ранее Минэнерго РФ заявляло, что ожидает прирост объемов добычи на шельфе к 2035 г в Арктической зоне на уровне 31-35 млн т.
В настоящее время объем добычи на шельфе с учетом прироста прошлогодней добычи на Приразломном, с учетом объемов добычи, которые сейчас ведутся на Сахалинском шельфе, составляет порядка 19 млн т.