Законопроект о реформе корпоративного управления украинскими госкомпаниями, в том числе Нафтогазом, будет вынесен на рассмотрение правительства и Верховной Рады в ближайшее время.
Об этом 16 апреля 2017 г сообщил вице-премьер Украины В. Кистион.
По информации В. Кистиона:
- прорабатываются последние вопросы по реформированию госкомпаний с иностранными партнерами ( но не с российскими),
- как только будут решены все скользкие вопросы, законопроект будет вынесен на рассмотрение,
- вместе с этим проектом также готовится на рассмотрение другой документ – проект распоряжения Об утверждении основных принципов осуществления права госсобственности в отношении Нафтогаза.
Процесс реформированию корпоративной системы Нафтогаза идет не шатко ни валко.
В 2016 г ЕБРР даже пригрозил украинским властям - если не проведете реформу, то кредитных средств больше Украине не видать.
А в начале апреля 2017 г 4 из 5 членов набсовета Нафтогаза поставили кабмину Украины ультиматум, пригрозив своим уходом.
Членов набсовета обеспокоили действия правительства по корпоративному управлению Нафтогазом.
Между тем, энергетическая G-7 призвала Украину поторопиться с реформами - уж больно затянулся процесс.
Но гораздо хуже другое.
Нафтогаз, который обеспечивает транзит российского газа в Европу, и Нафтогаз - после 2019 г, когда Газпром прекратит или существенно уменьшит транзит природного газа - это 2 большие разницы.
И изменять корпоративное управление в Нафтогазе до конца 2019 г - неэффективно из-за возможного изменения статуса компании.
В апреле 2017 г Нафтогаз, Укртрансгаз, Snam и Eustream подписали необязывающий меморандум о взаимопонимании (МОВ) по совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы (ГТС) Украины. Зачем это Нафтогазу, у которого власти Украины, стремясь соответствовать 3му энергопакету ЕС, с ноября 2016 г пытаются отнять функции оператора ГТС?
Недавно, на следующий день после подписания украинского МОВ, Газпром экспорт, дочка Газпрома, заключил с Eustream рамочное соглашение о доступе и транзите газа по словацкой ГТС. Рамочное соглашение - это далеко не контракт, но обсуждались сроки до 2050 г.
Скорее всего, Газпром сейчас набирает портфель заказов, чтобы объяснить необходимость строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток 2.
Словаки, которые еще со времен социализма были транспортным хабом - окном в Европу для поставок советского газа, ныне сильно беспокоятся из -за возможного прекращения транзита теперь российского газа. Вместе с украинскими транзитными друзьями, они, вероятно, считают, что словацкое рамочное соглашение сможет реанимировать и транспортировку российского газа по Украине. Россия, вероятно, продолжит поставки газа в Молдавию и после 2018 г, а вот доставка по Трансбалканскому МГП, вероятно, прекратится.
Snam предполагает инвестировать в развитие украинской ГТС около 2 млрд долл США, но веры в это нет, потому что пока добрые европейцы перепродают российский газ на Украину с наценочкой около 20%.
Как известно В. Путин предложил Украине газ по цене 180 долл США/1000 м3, но украинские власти покорно покупают на Западе газ по цене 230 долл США/1000 м3.
А сейчас добрые европейцы вложат 2 млрд долл США в ГТС, у которой не будет ресурса на транзит? Вы в это верите?
Все это прояснится позже.
Есть и другие проблемы у Нафтогаза.
Нафтогаз утверждает, что в 2016 г компания получила прибыль 1 млрд долл США.
Прибыль обеспечила транспортировка газа, остальные направления деятельности были убыточными, утверждают командиры Нафтогаза.
Но есть аудиторский отчет Нафтогаза за 2016 г, где указано, что оптовая реализация газа дала компании прибыль 17,4 млрд грн ( около 0,68 млрд долл США).
Как эта прибыль превратилась в убыток?
Напомним, что дебиторка у Нафтогаза в 2016 г выросла на 60% и составляет ныне 55 млрд грн (как раз 2,2 млрд долл США).
Вероятно, Snam и собирается покрыть эту дебиторку, а как же тогда развитие ГТС?