По результатам совещания, проведенного Д. Медведевым 21 апреля 2017 г в г Мурманске, 3 мая 2017 г анонсированы решения и даны поручения.
Об этом сообщает правительство 3 мая 2017 г.
Среди поручений в резолюции от 21 апреля 2017 г № ДМ-П9-21пр есть работа и для главы Минэнерго РФ А. Новака, который вместе с региональным правительством в срок до 25 мая 2017 г должен обозначить проблемы и решения по газификации Мурманской области с учетом особого мнения Газпрома.
С одной стороны, важность Мурманского транспортного узла (МТУ) существенно возрастает, но развить его без достаточной обеспеченностью энергоносителями невозможно.
С другой стороны, Газпром утверждает, что в Мурманской области нет газа, поэтому в область его необходимо тянуть, а такой магистральный газопровод (МГП) протяженностью 1300 км обойдется дорого.
Какой газопровод? Он золотой будет! - дерзко заявлял С. Куприянов в мае 2014 г.
И он прав, при средней мировой стоимости строительства МГП 1,5 млн долл США/км Газпром строит газопроводы по цене в несколько раз превышающие этот уровень.
Именно А. Новаку поручено найти компромисс.
Мурманский транспортный узел - это крупнейший инфраструктурный проект в масштабах всей РФ и один из пилотных проектов Арктической зоны.
Стоимость - 132,3 млрд рублей, из которых 56,6 млрд рублей - средства федерального бюджета и 75,7 млрд рублей - внебюджетные источники.
На базе российского самого северного морского порта, на обоих берегах Кольского залива власти хотят создать мощный круглогодичный глубоководный порт, включающий :
- нефтяные терминалы для перевалки нефтяных грузов,
- контейнерный терминал
- новые подъездные пути к порту ,
- новая железная дорога.
Мурманский порт должен принимать крупнотоннажные транспортные суда дедвейтом до 300 тыс т и будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север - Юг».
Годовой грузооборот порта Мурманск должен достигнуть к 2020 г более 80 млн т.
Ранее В. Путин поручил переориентировать грузы, перевалка которых происходит в портах стран Прибалтики (порядка 20 млн т/год) и Украины ( порядка 40 млн т/год).
Министр транспорта М. Соколов отметил дефицит бюджетных ресурсов в рамках бюджетных ограничений на строительство подходной железной дороги протяжённостью 46 км, хотя строительство началось в 2014 г и уже пройдена 1/3 этого пути.
Денег попросту нет.
Предлагается использовать принцип платежей за доступность, когда частный инвестор привлекает средства в строительство объектов федеральной собственности, но получает от государства гарантированные возмещения своих вложений. Дефицит вложений в портовую инфраструктуру - около 25 млрд руб, менее 25 млрд руб - дефицит средств по строительству железнодорожных подходов. Бенефициаром проекта назначена Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
Соглашение по принципу take or pay с угольной компанией-трейдером Mercuria может быть подписано уже в рамках Петербургского экономического форума - 2017.
Проект реализуется, но потребность в энергоресурсах возрастает.
Для этого нужно обеспечить Мурманскую область газом, но вопрос оказался непростой.
Мурманская область - единственный регион РФ, где в качестве энергоносителя используется, в основном, топочный мазут.
В 2011 г даже В. Путин будучи в ранге председателя Правительства РФ отмечал важность развития добычи газа для газификации регионов Северо-Запада, в тч и Мурманской области.
Тогда же, в 2011 г Газпром скоренько утвердил «Генеральную схему газоснабжения и газификации Мурманской области», разработанную «Газпром промгазом».
Тогда предполагалось обеспечить газификацию региона за счет почившего ныне Штокмановского месторождения.
Газпром потерял интерес к Мурманской области после прекращения работ на Штокмане, а исследования, проведенные тогда в области, показали, что стремительного роста энергопотребления не ожидается.
И проблему газификации области положили на полку.
Сейчас появился довольно энергоемкий проект, и в правительстве заговорили необходимости закрытия возможного прироста энергопотребления преимущественно сетевыми газовыми поставками от МГП.
Кроме Газпрома, есть еще Роснефть, у которой есть нефтегазовые интересы в Мурманской области.
Ранее вице-президент В. Русакова на заседании совместной рабочей группы Правительства Мурманской области и представителей Роснефти анонсировала возможные варианты поставок газа:
- импорт и морская доставка сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии, а также с проектов Ямал СПГ, Печора СПГ, завод СПГ «Газпром газэнергосети» в Выборгском районе Ленинградской области;
- железнодорожная транспортировка сжиженного углеводородного (СУГ) и СПГ от ближайших поставщиков в Ленинградской области;
- проект добычи, подготовки и транспортировки газа Мурманского газового месторождения на шельфе Баренцева моря.
Однако до сих пор угольно - мазутный вариант остается предпочтительней, даже в условиях роста энергопотребления.
Стоимость завоза угля и мазута по ж/д составляет до 8 млрд руб/год, а для ж/д завоза замещающего объема СУГ - до 21,5 млрд руб/год.
Стоимость строительства МГП в область по расценками Газпрома может составить более 5 млрд долл США, судя по цене МГП Сила Сибири 1.
Поэтому решения до сих пор нет, хотя Роснефть, Газпром, Минэнерго и Правительство Мурманской области мучительно пытаются определить параметры перспективной модели транспортировки газового топлива в регион.
Ранее прогнозный уровень потребления газа в Мурманской области составлял 7,8 млрд м3/год.