Правительство РФ предлагает внести ряд поправок к проекту федерального закона о расширении понятия каботаж в Кодексе торгового мореплавания.
Соответствующие поправки к проекту ФЗ №1155137-6 «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа» опубликованы на сайте правительства РФ 23 июня 2017 г.
Законопроект, принятый Госдумой РФ в 1м чтении 13 января 2017 г, предлагает понимать под каботажем перевозки и буксировку не только между российскими морскими портами, но и между морскими портами, другими местами погрузки и выгрузки в России или искусственными островами, установками и сооружениями на российском континентальном шельфе.
Правительство РФ же, своими поправками рассчитывает дать исключительное право на перевозки и хранение углеводородного сырья и угля, погруженных на суда в акватории Северного морского пути (СМП), судам под государственным флагом РФ.
Кроме того, поправки предусматривают, что по решению правительства РФ могут определяться и другие акватории в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, в отношении которых морские перевозки и хранение осуществляются исключительно судами под государственным флагом Российской Федерации.
В настоящее время законодательство РФ не регламентирует перевозки и буксировку на территории России, которые начинаются или заканчиваются за пределами границ морского порта.
При этом суда под флагом иностранного государства сохраняют возможность проводить такие работы, поскольку их деятельность регулируется международными договорами России или в порядке, установленном правительством РФ.
В результате сложилась ситуация, когда российские компании, осуществляющие перевозки на судах под государственным флагом РФ, не имеют никаких привилегий при перевозках между территорией России и объектами, находящимися под российской исключительной юрисдикцией.
России, активно заявляющей свои позиции в Арктике, такой ход дел невыгоден.
В конце апреля 2017 г президент РФ В. Путин на совещании на о Александры архипелага Земля Франца Иосифа говорил о необходимости транспортировки энергоносителей на судах под флагом РФ.
И уже в начале мая 2017 г премьер-министр Р.Ф. Д. Медведев поручил главе Минтранса М. Соколову подготовить законопроект о транспортировке углеводородного сырья и угля исключительно судами, плавающими под флагом РФ.
Меры своевременные с учетом роста перевозок по СМП.
В 2016 г грузопоток по Северному морскому пути (СМП) составил 7,5 млн т, перекрыв рекорд советских времен.
Ожидается, что к 2029 г грузопоток по СМП вырастет более чем в 10 раз и достигнет 80 млн т без учета международного транзита.
Основной грузопоток к 2029 г будут составлять сжиженный природный газ (СПГ), сырая нефть, уголь и металлы.
Автор: А. Игнатьева