Нафтогаз полностью согласен с позицией Секретариата Энергетического Сообщества (ЭС ЕС) и Всемирного банка (ВБ) о несоответствии положения «О возложении специальных обязанностей (ВСО)», утвержденного постановлением КабМина Украины №187 от 22 марта 2017 г, рыночным правилам и положениям директив ЕС.
Об этом Нафтогаз поведал 30 августа 2017 г.
Нафтогаз не раз критиковал существующий механизм ВСО, согласно которому компания передает газ по льготным ценам сбытовым посредникам (облгазам), большинство из которых контролирует Group DF Д. Фирташа.
Облгазы - операторы газораспределительных сетей, не несут рисков ни колебания спроса со стороны потребителей, ни изменения цен на рынке, блокируют механизмы контроля за использованием газа, полученного их дочерними компаниями.
Облгазы зарабатывают на 2 основных направлениях - транспорте газа по сетям и поставке (продаже) газа по регулируемому тарифу, который устанавливает Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
В 2012 г правительство Н. Азарова постановлением №770 передала все государственные газовые сети в хозяйственное ведение облгазам на бесплатной основе.
Новые власти захотели ситуацию изменить.
В 2015 г Д. Фирташу удалось отбиться. Тогда А. Яценюк уже даже подготовил проект постановления о передаче всех государственных газовых сетей в пользование Газа Украины - дочки Нафтогаза.
Ю. Витренко считает, что облгазы не предоставляют точную информацию о потреблении газа конкретным потребителем. А это не позволяет вести учет использования газа по субсидиям. Так не должно быть, поэтому нужно прислушаться к СЭС Европы и создать конкуренцию облгазам.
Что предлагает СЭС :
- добывающие компании Нафтогаза должны продавать газ всем желающим поставщикам на оптовом рынке, в тч, облгазам, на равных условиях;
- на оптовом рынке применить предложенную СЭС формулу определения оптовой цены, как одного из компонентов конечной цены для потребителя. Эта цена будет формироваться на момент заключения сделки с учетом периода передачи природного газа от производителя к покупателю;
- внедрить стандартные рыночные механизмы обеспечения оплаты поставленного газа.
- НКРЕКП и Антимонопольному Комитету Украины внедрить эффективные механизмы предотвращения рыночных манипуляций, разрушения барьеров для конкуренции;
- усовершенствовать процедуру смены поставщика, чтобы упростить этот переход и способствовать приходу на рынок новых поставщиков.
В августе 2017 г Постановление Кабмина Украины от 22 марта 2017 г № 187 «Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа» было не одобрено ЕС письмом -предупреждением по делу ECS-2/17, в связи с несоответствием Положения требованиям ЭС ЕС и международным обязательствам Украины и чрезмерными с точки зрения обеспечения общественных интересов.
Ситуация в подземных хранилищах газа (ПХГ) Украины по состоянию на август 2017 г стал откровенно лучше, чем в 2016 г YoY.
опрошенных читателей Neftegaz.RU согласны с этим.
Ю. Витренко даже оптимистично заявил о планах Укртрансгаза довести уровень газа в ПХГ к началу ОЗП 2017-2018 г до 16 млрд м3.
Но дается это трудно и задорого.
Более 600 дней власти Украины отказываются напрямую покупать российский газ подешевле, предпочитая покупать его подороже у европейских посредников.
Разница в цене - около 50 долл США/1000 м3. Убытки считайте сами.
Задолженность предприятий перед Нафтогазом составляет более 30 млрд грн (более 1.2 млрд долл США)!
Газовая отрасль промышленности Украины живет сейчас перекредитовкой западных кредитов.
Вот и сейчас В. Гройсман умиротворяюще заявляет о том, что оснований для подорожания газа на Украине нет, пытаясь убедить МВФ в стабильности для получения очередного кредита.
На фоне таких коллизий, проблемы ВСО кажутся довольно мелкими. Странно, что Нафтогаз так озабочен именно проблемами ВСО.
Попахивает монополизацией внутреннего газового рынка Украины? Не находите?
Ассоциация газового рынка Украины уже выступила с заявление против передачи функций облгазов структурам Нафтогаза, отметив, что наценочка облгазов составляет до 2,13%, что позволяет назвать высказывания Нафтогаза манипулятивными.
Правовую основу Европейского энергетического сообщества ЭС ЕС составляют Энергетическая хартия 1991 г, Договор к Энергетической хартии и Протокол к ней от 1994 г.
Энергетическая хартия ЕС была подписана 17 декабря 1991 г в г Гааге.
Основная цель Хартии наладить механизм сотрудничества между Западной и Восточной Европой по энергетическим вопросам.
ЭС ЕС имеет 2 консультативных форума - по газу и электроэнергии.
Россия в 1994 г подписала Энергетическую хартию, но до сих пор не ратифицировала.
В 2009 г РФ отказалась ратифицировать Хартию из-за однобокости, в связи с тем, что Хартия никак не защищает интересы стран нетто - экспортеров энергоресурсов.
Договор не ратифицировали Белоруссия и Норвегия.